ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа по русскому языку разработана на  основе Федерального компонента государственного стандарта (2004г.), Примерной программы основного общего образования, регионального базисного плана (2006г.)

  Цели обучения:

 - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

 - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

 - освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;

 - формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды  их анализа;

 - применение полученных знаний и умений на практике;

По  изученным разделам учащиеся должны знать:

 - общие вопросы: языковая система, уровни языковой системы, языковые единицы речи, цели изучения русского языка в школе, цели изучения разделов в школе;

 - фонетика: предмет изучения фонетики; классификация фонетических единиц;

 - орфоэпия: предмет орфоэпии; литературное и диалектное произношение;

 - графика: предмет изучения графики; принцип русской графики;

 - лексика и фразеология: предмет изучения лексики и фразеологии, прямое и переносное значение слов; происхождение слов;  исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова;  фразеологизмы, их значение, источники русской фразеологии, виды словарей;

 - морфемика и словообразование: предмет изучения морфемики и словообразования; единицы морфемики и словообразования; гнездо однокоренных слов; способы словообразования и словоизменения; неморфологические способы образования новых слов;

 -морфология:  предмет морфологии, грамматика; единицы морфологии; принципы классификации частей речи; склонение как морфологический признак рода, ; род отдельных групп имён существительных; морфологические  признаки вида, залога, наклонения и времени;

 - синтаксис: предмет синтаксиса,; единицы синтаксиса; прямой и обратный порядок слов; типы односоставных предложений; предложения полные /неполные; определения согласованные /несогласованные; приложения как особый вид определения; сравнительный оборот; осложнённое предложение (однородные члены предложения;) ; предложения с вводными словами и обращениями;

Учащиеся должны уметь:

 - фонетика6 производить фонетический разбор;

 - орфоэпия: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

 - лексика и фразеология: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением, пользоваться фразеологическим и этимологическим словарями;

 - морфемика и словообразование: производить морфемный и словообразовательный разборы слов, различать словообразования и словоизменения;

 - морфология: классифицировать части речи; составлять устный и письменный ответ о любой части речи и её категориях;

 - синтаксис: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений, предложения со сравнительными оборотами, с однородными членами, с вводными словами и обращениями, производить синтаксический разбор простых предложений;

 - связная речь: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложения в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать( устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стилей (повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами повествования и т.п) ; создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, биографию;

 - орфография: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы  по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать знаки препинания по их функциям; правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

 - пунктуация: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знаков препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функциям; производить пунктуационный разбор предложения;

 

Учебно-тематический план

 

№п\п

тема

Количество часов

сочинения

изложения

Контрольные работы

1

Введение

1

 

 

 

2

Повторение и углубление изученного в 5-7 классах. Фонетика

2

 

 

 

3

Орфоэпия

1

 

 

 

4

Графика

1

 

 

 

5

Орфография

17

 

 

1

6

Лексика. Фразеология.

4

 

 

 

7

Этимология.

4

 

2

 

8

Морфемика. Словообразование

1

 

 

 

9

Морфология.

4

1

 

 

10

Синтаксис. Пунктуация.

8

1

 

 

11

Простое предложение

2

 

 

 

12

Двусоставные предложения

19

2

 

1

13

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

7

 

2

 

14

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим

1

 

 

 

15

Полные и неполные предложения

5

1

2

 

16

Осложнённые предложения

23

 

 

2

17

Повторение изученного в 8 классе

2

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции 913ч)

 Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения 9ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы. Участие в диалогах различных видов.

 Письмо. овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов  на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций..

 Текст как продукт речевой деятельности. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение .

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое своеобразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой разновидности языка., функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка.

 Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, язык художественной литературы.

 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Особенности языка художественной литературы.

Общие сведения о языке (1 ч)

Русистика – наука о языке

Фонетика. Орфоэпия. Графика 94 ч)

Связь фонетики с орфографией и графикой.

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Понятие об орфоэпической норме.

Лексикология и фразеология. (4 ч)

 

Лексикология как раздел науки о языке.

Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексическое значение слова. основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

  Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учёт лексической сочетаемости слов в речи. Учёт стилистических  характеристик слов при употреблении их в речи.

  Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественных и публицистических текстах.

 Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

 Морфемика и словообразование. (1ч)

 Основные способы образования  слов.

 Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный).

  Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

  Членение слова на  морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфология (3 ч)

Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Синтаксис (42 ч)

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные , наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания  слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

 Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

 Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные)  и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске6 невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

 Предложения утвердительные и отрицательные.

 Синтаксическая структура предложения. грамматическая (предикативная) основа предложения. предложения простые и сложные.

 Простое предложение. Способы  выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого

  Второстепенные члены предложения: определение (согласованное и несогласованное, приложение как разновидность определения)ополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

  Односоставные предложения:. Главный член односоставного предложения. основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Их структура и смысловые особенности. Вопрос о обобщённо-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в  устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

 Предложение распространённые и нераспространённые. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

 Предложение с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

  Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

 Уточняющие, поясняющие, присоединяющие члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

 Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

  Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

 Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

 Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

 Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Правописание: орфография и пунктуация (33ч)

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

 Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах  разных частей  речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

 Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и дефисное написание не и ни со словами разных частей речи.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

 Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.)

 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях со словами, не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочинённом, сложноподчинённом.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Язык и культура (1ч)

Отражение в языке истории и культуры народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литеартуре и исторических текстах; Объяснение их значения с помощью лингвистических словарей  (толковых, этимологических и др)..

 Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Бунеев Р.Н. Русский язык: учебник для 8 класса основной школы / Р.Н.Бунеев (и др.); под редакцией академика А.А.Леонтьева. М.: Баллас, 2006.
  2. Бунеева Е.В. Русский язык. 8 класс: метод. Рекомендации для учителя /Е.В.Бунеева (и др.). – М.: Баллас, 2005.
  3. Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов: пособие для учителя и учащихся./Е.С.Барова; под ред. Е.В. Бунеевой. – М.: Баллас, 2005.

Информационно-коммуникационные средства:

 1С: Репетитор. Тесты по орфографии. – М.: ЗАО»1С», 2005. – 1 элктрон. Опт. Диск (CDROM)

1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. – М.:ЗАО»1С», 2005. – 1 элктрон. jпт. lиск (CDROM)

 Словарь Даля. – Режим доступа:www/dalyaslovfr.ru

 Национальный сервер современной прозы. Режим доступа: www.navoprosotveta.net

Технические средства обучения:

Компьютер мультимедийный

Мультимедийный проектор

Экран проекционный

Hosted by uCoz