ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004г.), Примерной программы основного общего образования, регионального базисного плана (2006г.)
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- применение полученных знаний и умений на практике;
По изученным разделам учащиеся должны знать:
- общие вопросы: языковая система, уровни языковой системы, языковые единицы речи, цели изучения русского языка в школе, цели изучения разделов в школе;
- фонетика: предмет изучения фонетики; классификация фонетических единиц;
- орфоэпия: предмет орфоэпии; литературное и диалектное произношение;
- графика: предмет изучения графики; принцип русской графики;
- лексика и фразеология: предмет изучения лексики и фразеологии, прямое и переносное значение слов; происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова; фразеологизмы, их значение, источники русской фразеологии, виды словарей;
- морфемика и словообразование: предмет изучения морфемики и словообразования; единицы морфемики и словообразования; гнездо однокоренных слов; способы словообразования и словоизменения; неморфологические способы образования новых слов;
-морфология: предмет морфологии, грамматика; единицы морфологии; принципы классификации частей речи; склонение как морфологический признак рода, ; род отдельных групп имён существительных; морфологические признаки вида, залога, наклонения и времени;
- синтаксис: предмет синтаксиса,; единицы синтаксиса; прямой и обратный порядок слов; типы односоставных предложений; предложения полные /неполные; определения согласованные /несогласованные; приложения как особый вид определения; сравнительный оборот; осложнённое предложение (однородные члены предложения;) ; предложения с вводными словами и обращениями;
Учащиеся должны
уметь:
- фонетика6
производить фонетический разбор;
- орфоэпия: правильно произносить
употребительные слова разных частей речи;
- лексика и фразеология: употреблять
фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением, пользоваться
фразеологическим и этимологическим словарями;
- морфемика и словообразование: производить
морфемный и словообразовательный разборы слов, различать словообразования и
словоизменения;
- морфология: классифицировать части речи;
составлять устный и письменный ответ о любой части речи и её категориях;
- синтаксис: различать и составлять разные
виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений,
предложения со сравнительными оборотами, с однородными членами, с вводными
словами и обращениями, производить синтаксический разбор простых предложений;
- связная речь: использовать стилистически
обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого,
варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложения в
соответствии со стилистическими задачами; пересказывать(
устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного
стилей (повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами
повествования и т.п) ; создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле
речи; писать заявление, биографию;
- орфография: находить изученные орфограммы в
словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с
изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять
орфографические ошибки; классифицировать знаки препинания по их функциям;
правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми написаниями;
производить орфографический разбор слов;
- пунктуация: находить смысловые отрезки в
предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения
изученных типов; обосновывать место и выбор знаков препинания; находить и
исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их
функциям; производить пунктуационный разбор предложения;
Учебно-тематический
план
№п\п |
тема |
Количество часов |
сочинения |
изложения |
Контрольные работы |
||
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
||
2 |
Повторение и углубление изученного в 5-7 классах. Фонетика |
2 |
|
|
|
||
3 |
Орфоэпия |
1 |
|
|
|
||
4 |
Графика |
1 |
|
|
|
||
5 |
Орфография |
17 |
|
|
1 |
||
6 |
Лексика. Фразеология. |
4 |
|
|
|
||
7 |
Этимология. |
4 |
|
2 |
|
||
8 |
Морфемика. Словообразование |
1 |
|
|
|
||
9 |
Морфология. |
4 |
1 |
|
|
||
10 |
Синтаксис. Пунктуация. |
8 |
1 |
|
|
||
11 |
Простое предложение |
2 |
|
|
|
||
12 |
Двусоставные предложения |
19 |
2 |
|
1 |
||
13 |
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым |
7 |
|
2 |
|
||
14 |
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим |
1 |
|
|
|
||
15 |
Полные и неполные предложения |
5 |
1 |
2 |
|
||
16 |
Осложнённые предложения |
23 |
|
|
2 |
||
17 |
Повторение изученного в 8 классе |
2 |
|
|
|
||
Содержание учебного
курса
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции 913ч)
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения 9ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций..
Текст как продукт речевой деятельности. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение .
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое своеобразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой разновидности языка., функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Особенности языка художественной литературы.
Общие сведения о
языке (1 ч)
Русистика – наука о языке
Фонетика. Орфоэпия.
Графика 94 ч)
Связь фонетики с орфографией и графикой.
Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.
Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Понятие об орфоэпической норме.
Лексикология и
фразеология. (4 ч)
Лексикология как раздел науки о языке.
Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексическое значение слова. основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учёт лексической сочетаемости слов в речи. Учёт стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественных и публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфемика и словообразование. (1ч)
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный).
Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Морфология (3 ч)
Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Синтаксис (42 ч)
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные , наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске6 невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. грамматическая (предикативная) основа предложения. предложения простые и сложные.
Простое предложение. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное и несогласованное, приложение как разновидность определения);дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения:. Главный член односоставного предложения. основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Их структура и смысловые особенности. Вопрос о обобщённо-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложение распространённые и нераспространённые. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложение с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.
Уточняющие, поясняющие, присоединяющие члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)
Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Правописание:
орфография и пунктуация (33ч)
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и дефисное написание не и ни со словами разных частей речи.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях со словами, не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочинённом, сложноподчинённом.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Язык и культура (1ч)
Отражение в языке истории и культуры народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литеартуре и исторических текстах; Объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др)..
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Информационно-коммуникационные средства:
1С: Репетитор. Тесты по орфографии. – М.: ЗАО»1С», 2005. – 1 элктрон. Опт. Диск (CD – ROM)
1С: Репетитор. Тесты по
пунктуации. – М.:ЗАО»1С», 2005. – 1 элктрон. jпт. lиск (CD – ROM)
Словарь Даля. – Режим доступа:www/dalyaslovfr.ru
Национальный сервер современной прозы. Режим доступа: www.navoprosotveta.net
Технические средства обучения:
Компьютер мультимедийный
Мультимедийный проектор
Экран проекционный