Рабочая программа по технологии 8 класс

Содержание программы  8 класс

Вводное занятие (2 час)

 Основные теоретические сведения:  Ознакомление с программой,  материальным обеспечением уроков, размещением,  планировкой и оборудованием кабинетов технологии, с правилами безопасного поведения на уроках технологии, на перемене, с требованиями к санитарному состоянию кабинетов технологии. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Актуализация базовых знаний из курса 7 класса.

Практические работы:   инструктаж по ПБТ, СГП. Решение тестов. Разработка алгоритма действий при аварийных ситуациях.

Кулинария  (8 час)

Технология приготовления пищи – 2 час

 

Основные теоретические сведения: виды домашней птицы и ее ку­линарное употребление; виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы, время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд; оформление го­товых блюд при подаче к столу.

Практические работы: определение качества мяса птицы; первич­ная обработка птицы; приготовление блюд из домашней птицы; раз­делка птицы и украшение блюда перед подачей к столу; изготовление папильоток.  Расчёт стоимости продуктов. Определение стоимости блюда.

  Заготовка продуктов  - 4 час

Основные теоретические сведения: консервирования фруктов, ягод и овощей.  Преимущества и недостатки консервирования стери­лизацией и пастеризацией; значение кислотности плодов для консер­вации; стерилизация в промышленных и домашних условиях;  способы консервирования. стерилизации; условия максимального сохранения витаминов в ком­потах, маринованных овощах.  Условия и сроки хранения  заготовок.

Практические работы: первичная обработка фруктов, ягод и овощей  для консервирования; подготовка банок и крышек для консервирования; приго­товление сахарного сиропа. Маринада. Бланширование фруктов , овощей перед консерви­рованием; стерилизация и укупорка банок.

 

Сервировка стола – 2 час

Основные теоретические сведения:   приготовление закусок, десерта и пр. требования к качеству и оформлению готовых блюд; способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми прибо­рами; правила поведения за столом и приема гостей; как дарить и принимать цветы и подарки; время и продолжительность визита.

Практические работы:  составление меню, расчет количества и стоимости продуктов; сервировка стола к обеду; аранжировка стола цветами; складывание салфеток различными способами; изготовле­ние приглашения.

 

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 час)

Проектирование брючного изделия

Основные теоретические сведения:.   Конструирование. моделирование и технология изготовления брючного изделия. Брюки в народном костюме; ос­новные направления современной моды; выбор модели с учетом осо­бенностей фигуры; мерки, необходимые для построения чертежа брюк; конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона; зрительные иллюзии в одежде; способы моделирования брюк; виды художественного оформления изделия,  технология обра­ботки вытачек; обработка карманов с подрезным бочком, поясов, шлевок, застежки брючного типа  тесь­мой «молния».

Практические работы:  чтение чертежа брюк; снятие мерок и за­пись результатов измерений; построение основы чертежа брюк в масштабе 1 : 4 ; по своим меркам; построение основы чертежа в нату­ральную величину или копирование чертежа готовой выкройки из журнала мод, его проверка и коррекция по снятым меркам; модели­рование брюк выбранного фасона; выбор художественного оформле­ния; подготовка выкройки к раскрою,  раскладка выкройки на ворсо­вой ткани и раскрой; обработка деталей кроя; скалывание и сметыва­ние деталей кроя; обработка верхнего края притачным поясом; прове­дение примерки, выявление и исправление дефектов; стачивание де­талей и выполнение отделочных работ; обработка низа потайными подшивочными стежками; окончательная отделка изделия; режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с синтетическими во­локнами; контроль и оценка качества готового изделия.

 

Прикладное искусство Кольских саамов (24 час)

 

Саамское декоративно-прикладное искусство и на­родные промыслы - 2 час

Основные теоретические сведения:   народное саамское искусство и художественные промыслы. Виды и жанры нацио­нального искусства (народные обряды, обычаи). Прикладное искусство. Вышивка бисером, как один из видов прикладного искусства.  Национальные виды одежды северных народов. Национальные головные уборы, обувь. Жилище и пища саамов.

Практические работы:  Сбор информации по видам при­кладного искусства саамов Кольского Севера.

  Вышивка бисером - как один из ви­дов прикладного искусства Кольских саа­мов – 6 час

Основные теоретические сведения :    национальная вышивка. Организация рабочего места.  Цветовая гамма, символика изображений.  Материалы и приспособления, используемые в вышивке (олений волос, бисер, нитки, иголки, напёрсток).  Вышивка на тка­ных материалах (кожа, сукно). Шитьё бисером в «прикреп».   Символические саамские сувенирные  изделия.  Саамский кулон.  Назначение отделочных материалов. Кожа, сукно, бисер, ме­талл, рог, их сочетаемость. Виды художе­ственных отделок (полосы, бахрома, кисточки, треугольники). Приёмы художественной отделки. Вышивка, аппликация, мозаи­ка. Цвет, как основа художественной выразительности. Изделия, украшаемые цветным сукном.

 

Практические работы:   разработка несложного орнамента для из­готовления сувенира.  Зарисовка узоров вышивки. Копирование простейших орна­ментальных фигур. Вышивание кулона в традициях саамской вышивки. Подрезка сопутствующих деталей: олений мех, завязки из замши и кожи, ободок. Сборка кулона. Окончательная отделка кулона.

Национальное    орнаментальное искусство – 8 час

Основные теоретические сведения :    Мотивы народных орнаментов. Понятие композиции. Традиционные виды  орнаментов. Традиционные орна­ментальные  композиции,  используемые в украшении игольниц, сумок, оленьих упряжей. Ком­позиции  с   геометрическим,   раститель­ным орнаментами. Ос­новные орнаментальные фигуры (кресты, ромбы, круги, треугольники). Содержание и значение саамской символики в исполнении изделий и их отделке. Орнаментальные ро­зетки.

 

Практические работы:   разработка собственной композиции для игольницы.  Изготовление игольницы

 Национальные   виды   одежды   народов Севера -  8 час

 

 Основные теоретические сведения :    Особенности      края,      художественное оформление,    традиционные    орнаментальные   композиции,   используемые   в украшении одежды. . Виды  художественных  отделок,   головных уборов, обуви, аксессуаров.

 

Практические работы :  изготовление сумки

 

Творческий проект (10 час)

Основные теоретические сведения :    обоснование темы проекта.  Актуальность и востребованность  проектируемого изделия, его социальная значимость.  Конструкторско – технологическая разработка,   формы представления и защиты выполненного проекта.

Практические работы :  проектирование изделия по выбору  обучающихся

Технология ведения дома (2 час)

Основные теоретические сведения :    рациональное планирование рас­ходов на основе актуальных потребностей семьи; бюджет семьи; анализ потребительских качеств товаров и услуг; права потребителя и их защита.

 

Практическая  работа:    изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи; выбор способа совер­шения покупки; расчет минимальной стоимости потребительской корзины; оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета; выбор возможного объекта или ус­луги для предпринимательской деятельности на основе анализа потреб­ностей местного населения и рынка потребительских товарах.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебные пособия для учащихся

1.      Симоненко В.Д , «Технология.  Обслуживающий труд: 8  класс»  М: Вентана-Граф, 2008 г.

2.      Чернякова В.Н, «Технология обработки  ткани 7-9 кл.»., М:  «Просвещение», 2002г.

 

3.      Сафина Л. А. Дизайн костюма, Ростов н\Д, Феникс,2006

4.      Труханова А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды, Москва, академия,2000

5.      Чернякова В.Н. Рабочая тетрадь 5-9 кл.. Творческий проект по технологии обработки  ткани.-М.: Просвещение, 2004

Литература для педагога

1.      Бешенков А.К.,  «Методика обучения технологии. 5-9 классы» - Москва: Дрофа, 2004г.

2.      Казакевич В.М., «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии» - М: Дрофа, 2000

3.      Кожина О.А.,  Технология.  Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и  мастерских обслуживающего труда. – Москва «Дрофа», 2007

4.      Леонтьев А.В. , Технология предпринимательства. Поурочное планирование 9 класс. – Москва: Дрофа, 2006.- 123 с

5.      Марченко  А.В.,  Итоговая аттестация выпускников. Технология. М.: Просвещение, 2002

6.      Нессонова Л.И., Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы,- Волгоград: «Учитель», 2009 -207с

7.      Павлова О.В. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко вариант для девочек 8 класс  – Волгоград: «Учитель», 2008.-287с.

8.      Сасова И.А,  Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. –

 М.: Вентана-Граф, 2007-176с.

 

         Материально-техническое и информационно – техническое обеспечение

1.      Мастерская по обработке швейных материалов

2.      Мастерская по обработке кулинарных продуктов

3.      Электронная интерактивная доска   SMART BOARD

4.      Диск «Цифровые образовательные ресурсы в преподавании технологии  5-9 классы»

5.      Диск « Вязание крючком»

6.       http://www.school.edu.ru  (Российский общеобразовательный портал)

7.       http://festival.1september.ru    (фестиваль педагогических идей. Открытый урок)

8.        http://www.ipkps.bsu.edu.ru   ( в помощь учителю. Технология)

9.       http://www.it-n.ru    (сеть творческих учителей/ Мастер-класс для начинающих пользователей интерактивных досок и не только)

      10. http://school-collection.edu.ru    (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов )

      11. http://mail.redu.ru    (исследовательская работа школьников)

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать /понимать:

·         Пищевая ценность мяса птицы,  технология приготовления блюд из мяса птицы

·         Роль домашних заготовок в рациональном питании

·         Сервировка и составление меню для праздничного стола

·         Виды брючных изделий, конструкцию  основы брюк

·         Выбор ткани и технологию изготовления брючных изделий

·         Традиционные материалы, обрабатываемые на территории Мурманской области

·         Саамское декоративно прикладное искусство и народные промыслы

·         Национальные предметы одежды саамов

·         Последовательность и содержание технологических операций по изготовлению и отделке художественно-прикладных изделий в традициях Кольского Севера.

·         Составляющие семейного бюджета

·         Правила поведения при аварийных ситуациях

Учащиеся должны уметь:

·         Определять качество и готовить блюда из мяса птицы

·         Консервировать овощи,  фрукты, ягоды

·         Подбирать материал и проектировать брючное изделие

·         Выполнять основные операции по изготовлению и отделке художественно-прикладных изделий в традициях Кольского Севера.

·         Рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи

 

Использовать приобретённые знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:    получения  необходимых сведений из различных источников информации;  изготовления изделий из конструкционных, текстильных и поделочных материалов, выполнения различных видов художественного оформления изделий;  выполнения простых работ по ведению дома и самообслуживанию; обеспечения культуры и безопасности труда.

Hosted by uCoz