Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:
- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и является общеобразовательной программой естественно-математического цикла.
Цель данной программы: познакомить обучающихся с теоретическими и прикладными основами общей биологии.
В данной программе уделено внимание таким важнейшим проблемам современности как сохранение окружающей природы и здоровья человека путем экологического воспитания.
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы и является завершающим курсом в системе биологического образования.
Программа рассчитана на 68 часов. Включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 – 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока приведено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала.
Список лабораторных работ:
1 Изучение приспособленности
организмов к среде обитания
2 Изучение изменчивости,
критериев вида.
3 Изучение строения растительной
и животной клеток под микроскопом.
4 Изучение строения
бактериальной клетки.
5.Решение генетических задач
и составление родословных
6. Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой.
7. Изучение состава почвы
своей местности
8.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
9.
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
10. Анализ и оценка последствий деятельности
человека в экосистемах
Содержание учебного материала
Название
темы |
Количество
часов |
Введение Раздел 1. Общие закономерности организации живых
систем Тема 1.1. Предмет и задачи
общей биологии Всего |
1 1 |
Раздел 2. Развитие живой природы. Тема 2.1. Общие
закономерности развития живой природы Тема 2.2. Возникновение и
развитие жизни на Земле Всего |
12 9 21 |
Раздел 3. Учение о клетке. Тема 3.1. Химическая
организация живого Тема 3.2. Общие принципы
клеточной организации Тема 3.3. Обмен веществ и
превращение энергии Всего |
3 7 3 13 |
Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие
организмов. Тема 4.1. Формы размножения
организмов Тема 4.2. Основы биологии
развития Всего |
2 4 6 |
Раздел 5. Наследственность и изменчивость. Тема 5.1. История
представлений о наследственности и изменчивости Тема 5.2. Закономерности
наследственности Тема 5.3. Основные формы
изменчивости Всего |
1 5 4 10 |
Раздел 6. Основы экологии. Тема 6.1. Принципы
организации жизни на нашей планете Тема 6.2. Взаимоотношения
организмов и среды обитания Тема 6.3. Охрана природы Тема 6.4. Бионика Повторение материала Всего |
1 8 3 3 2 17 |
ИТОГО |
68 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Л.В.Борисова Биология. Общие закономерности. 9 класс. Темат. и поурочное планирование - М.: Экзамен, 2008
2. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
3. А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Общие закономерности. 9 кл. рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2009
4. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9
класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008;
5. Программа В.Б.Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И.Сонина «Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.. Биология 6 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Материально-техническое
- иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов, портреты ученых);
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);
- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);
Информационно-техническое обеспечение
- электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности. 9 класс» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина
- Интернет сайты:
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 7 класс
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
Знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека
Уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.