Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:

- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).

 

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и является общеобразовательной программой естественно-математического цикла.

Цель данной программы: познакомить обучающихся с теоретическими и прикладными основами общей биологии.

В данной программе уделено внимание таким важнейшим проблемам современности как сохранение окружающей природы и здоровья человека путем экологического воспитания.

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы и является завершающим курсом в системе биологического образования.

Программа рассчитана на 68 часов. Включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 – 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока приведено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала.

Список лабораторных работ:

1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

2 Изучение изменчивости, критериев вида.

3 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

4 Изучение строения бактериальной клетки.

5.Решение генетических задач и составление родословных

6. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

7. Изучение состава почвы своей местности

8. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

9. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

10. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах

 

Содержание учебного материала

Название темы

Количество часов

Введение

Раздел 1. Общие закономерности организации живых систем

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии

Всего

 

 

1

1

Раздел 2. Развитие живой природы.

Тема 2.1. Общие закономерности развития живой природы

Тема 2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле

Всего

 

12

9

21

Раздел 3. Учение о клетке.

Тема 3.1. Химическая организация живого

Тема 3.2. Общие принципы клеточной организации

Тема 3.3. Обмен веществ и превращение энергии

Всего

 

3

7

3

13

Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 4.1. Формы размножения организмов

Тема 4.2. Основы биологии развития

Всего

 

 

2

4

6

Раздел 5. Наследственность и изменчивость.

Тема 5.1. История представлений о наследственности и изменчивости

Тема 5.2. Закономерности наследственности

Тема 5.3. Основные формы изменчивости

Всего

 

1

5

4

10

Раздел 6. Основы экологии.

Тема 6.1. Принципы организации жизни на нашей планете

Тема 6.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания

Тема 6.3. Охрана природы

Тема 6.4. Бионика

Повторение материала

Всего

 

1

8

3

3

2

17

ИТОГО

68

 

Учебно-методическое обеспечение

1.  Л.В.Борисова   Биология. Общие закономерности. 9 класс. Темат. и поурочное планирование - М.: Экзамен, 2008

2. Семенцова В.Н.  Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.

3.  А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин  Биология. Общие закономерности. 9 кл. рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2009

4. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров,  Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008;

5. Программа В.Б.Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И.Сонина «Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.. Биология 6 – 11 классы.- М.:  Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

 

Материально-техническое  

- иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов, портреты ученых);

- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);

- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);

 

Информационно-техническое обеспечение

- электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности. 9 класс» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова,  Н.И.Сонина

 - Интернет сайты:

    www.krugosvet.ru

    www.evolution1.ru

    www.floranimal.ru

    www.animals-plants.com

    www.all-nature.ru

    www.ebio.ru

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 7 класс

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

Знать/понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии: клеточную, хромосомную, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Уметь      

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- решать генетические задачи;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

Hosted by uCoz