Элективный курс по технологии 9 кл.

«Моделирование одежды с использованием компьютерных технологий»

 

 Пояснительная записка

 

Компьютерные технологии заняли ведущее место практически во всех сферах деятельности человека. Не является исключением и производство по изготовлению одежды. Компьютерная и микропроцессорная техника  интенсивно внедряется  в процесс проектирования одежды. Автоматизируются многие этапы создания одежды -  от замысла художника до его реализации в виде конкретного изделия.

Предлагаемый элективный курс для учащихся 9 –х классов направлен на формирование у учащихся компетенции в области современного швейного производства и предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования компьютерных технологий в области проектирования одежды.

Главная цель этого курса – сориентировать учащихся в мире профессий, связанных со швейным производством и познакомить их   со спецификой работы художника-модельера, конструктора, швеи.

При определении содержания программы элективного курса учитывались знания учащихся по данным профессиям, полученные на уроках технологии в 5–8-х классах. Поэтому, в целях положительной мотивации обучения на планируемом профиле, особая роль в программе отводится углублению отдельных тем раздела «Технология обработки ткани» программы Технология («Конструирование швейных изделий», «Моделирование одежды», «Материаловедение», «Элементы машиноведения»).

Содержание программы предполагает обеспечение условий, которые должны повлиять на развитие творческих способностей и возможностей учащихся, формирование интереса к выбранной профессии и осознания ее значимости в социальном развитии общества.

Курс рассчитан на 34 часа.
Основные цели курса

- развитие интереса  к профессиональной деятельности в сфере швейного производства и рукоделия;  - эксплуатации компьютерной техники в этой области;
- выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ с использованием компьютерной техники;
- осмысление учащимися ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности;
- расширение кругозора в областях знаний тесно связанных с информатикой.

Основные задачи курса
- ознакомление учащихся с современными технологиями и использованием компьютерной техники в швейном производстве и рукоделии;
- эстетическое воспитание с учетом требований дизайна;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- создание предпосылок для формирования нравственной основы развития будущего профессионала.

Формы проведения занятий
- лабораторно-практические работы;
- семинарские занятия с элементами лекций;
-  виртуальное посещение  выставок;
- виртуальные экскурсии;
- проектная деятельность.
Основные способы (критерии) оценки деятельности учащихся
- психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся;
- выполнение заданий;
- выполнение  проектов.

Раздел

Кол-во часов

1

САПР одежды

4

2

Основы художественного моделирования

9

3

Техническое моделирование

13

4

Художественная отделка изделий

4

5

Профессиональное самоопределение

4

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.      Система САПР – 4 час

Вводное занятие. Общие организационные сведения, роль швейного производства и рукоделия в жизни человека. Изучение правил техники безопасности.
Инструктаж по ПБТ, СГП

      Автоматизация швейного производства:
    - знакомство с оборудованием и процессом производства;
    - автоматизация процесса проектирования (применение информационных технологий в процессе  

      моделирования и конструирования одежды с использованием системы САПР);
  
- автоматизированное выполнение технологических операций: знакомство со швейным  

     оборудованием (автоматами и полуавтоматами), применяемым для выполнения различных  

     технологических операций (обработка карманов, изготовление петель и т.д.);
  
- автоматизация систем для выполнения художественной отделки изделий.

Практические  работы: использование возможностей современных швейных машин (пришивание пуговиц, подшивание низа изделий, .художественная штопка…); виртуальные экскурсии на современное швейное предприятие

 

2.      Основы художественного моделирования одежды – 9 час

Кто делает моду? Известные кутюрье в России и за рубежом.

      Предпосылки возникновения одежды, историческое развитие костюма.

      Сущность и влияние моды на создание современной одежды.

     Ассортимент современной одежды.  Художественное и техническое моделирование.  Роль

     средств и приемов композиции в художественном моделировании одежды. Стилевые  

     направления; средства композиции костюма    (пропорции, линии, ритм, зрительные иллюзии,

     цвет, силуэт).  Основные этапы выполнения проекта. Рабочий эскиз модели и ее описание.

Разнообразие электронных изданий, программных средств по моделированию одежды. Приёмы создания эскизов в Графическом  редакторе  Paint; программе Photoshop. Приёмы работы с электронными изданиями журналов мод, копирование и распечатывание эскизов моделей одежды. Работа с электронными изданиями в режиме 0nlain.

Практические  работы:  выполнение упражнений: «Стиль в одежде»; «Силуэт в одежде»; «Пропорции и цвет в одежде»; «Художественное проектирование швейных изделий на нестандартную фигуру»; «Написание простого перечня дизайн-критериев»; «Определение типа лица и составление цветового паспорта»; «Художественное проектирование швейных изделий по заданным требованиям»; «Дизайн-анализ швейных изделий»,  копирование и распечатывание эскизов из электронных изданий журналов мод.

 

     3.   Техническое моделирование – 13 час

Требования к конструкции (соответствие внешнего вида модели, посадка модели на фигуре);  методы конструирования: расчетно-графический, макетный, муляжный. Преимущества, недостатки. Знакомство с электронными программами по конструированию одежды: «Грация»,  «Леко», RedCafe  , электронными СD –дисками и др. Автоматическое построение базовой основы по своим размерным признакам.  Приёмы технического моделирования. Внесение изменений в основу лекал по снятым меркам с фигуры человека.

 Подготовка и распечатывание выкройки на принтере,  приемы технического размножения лекал.

Практические работы. Выполнение упражнений: «Выбор конструкции женского легкого платья»; «Моделирование силуэтных форм в одежде»; «Приемы технического моделирования полочки легкого платья»; «Приемы технического моделирования брюк»; «Приемы технического моделирования рукавов»; «Техническое размножение лекал»; построение чертежа конструкции, используя программы  САПР; подготовка и распечатыание выкройки на принтере; комплектование распечатанных  выкроек.

 

4.      Художественная отделка изделий – 4час

      Автоматизация систем для выполнения художественной отделки изделий: знакомство с

      компьютерными программами для выполнения вышивки : Cross Stitch, PCStitch,Pattern Marker;

     принципами работы, знакомство с бытовыми швейными машинами, используемыми для

     художественной отделки материалов.  Преобразование рисунков в схемы для вышивки крестом.
           Практические работы: преобразование рисунков и фотографий в схемы для вышивания.  

                   Работа с компьютерными программами для вышивки.

 

5.       Профессиональное самоопределение – 4час

 Разнообразие профессий в современной швейной отрасли.

      Специфика и содержание  работы художника-модельера,  дизайнера одежды, конструктора.

      Соотношение индивидуальных особенностей с требованиями профессий в области моды.

      Пути получения профессионального образования, возможности трудоустройства. Знакомство с

      учебными заведениями, осуществляющими  подготовку специалистов данного профиля.

            Практические работы: анализ  информации об учебных заведениях по подготовке  

           специалистов в области моды.  Определять соответствие  индивидуальных особенностей с

          требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному

         самоопределению.

                            

                         Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
- роль швейного производства и художественно-декоративного оформления материалов в жизни человека;
- принципы и технологию изготовления изделий;
- применение информационных технологий в области современного швейного производства;
- профессии, связанные со швейным  производством.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- пользоваться электронными учебниками,  журналами, компьютерными специализированными программами, электронными СD-дисками  для получения информации, проведения практических работ, проверки полученных знаний;
- выбирать модель в соответствии со своими размерными признаками и распечатывать выкройку на принтере;

- преобразовывать любые картинки, рисунки в схемы для вышивки

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебные пособия для учащихся

 

1.      Симоненко В.Д , «Технология.  Обслуживающий труд: 9  класс»  М: Вентана-Граф, 2008 г.

2.      Чернякова В.Н, «Технология обработки  ткани 7-9 кл.»., М:  «Просвещение», 2002г.

3.      Джим Барретт,  «Проверьте свои возможности. Тесты», Москва, АСТ Астрель, 2003 - 208 с

4.      Сафина Л. А. Дизайн костюма, Ростов н\Д, Феникс,2006

5.      Труханова А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды, Москва, академия,2000

6.      Компьютерные журналы моделей

 

 

 

 

Литература для педагога

1.      Бешенков А.К.,  «Методика обучения технологии. 5-9 классы» - Москва: Дрофа, 2004г.

2.      Бобровская А.Н., Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение « по программе В.Д. Симоненко - Волгоград: Учитель, 2007 – 171 с.

3.      Казакевич В.М., «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии» - М: Дрофа, 2000

4.      Кожина О.А.,  Технология.  Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и  мастерских обслуживающего труда. – Москва «Дрофа», 2007

5.      Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 19886.

6.       Марченко  А.В.,  Итоговая аттестация выпускников. Технология. М.: Просвещение, 2002

7.      Нессонова Л.И., Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы,- Волгоград: «Учитель», 2009 -207с

8.      Павлова О.В. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко  9 класс  девушки – Волгоград: «Учитель», 2008.-301с.

9.      Сасова И.А,  Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. –

 М.: Вентана-Граф, 2007-176с.

 

 

 

            Материально-техническое и информационно – техническое обеспечение

1.      Мастерская по обработке швейных материалов

2.      Мастерская по обработке кулинарных продуктов

3.      Электронная интерактивная доска   SMART BOARD

4.      Диск «Цифровые образовательные ресурсы в преподавании технологии  5-9 классы»

5.      Диск « Одежда для женщин. Блузки»

6.      Диск « Как стать бизнес – леди»

7.      Электронные издания журналов мод

8.      Компьютерные программы: графический редактор  Paint;  Photoshop

9.      Компьютерные программы по конструированию и моделированию одежды: «Грация»,  «Леко», RedCafe 

10.  Компьютерные программы по художественной отделке изделий: Cross Stitch, PCStitch,Pattern Marker;

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz