ѕо¤снительна¤ записка

Ќасто¤ща¤ рабоча¤ учебна¤ программа базового курса Ђ»нформатикаї дл¤ 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровн¤ общего образовани¤, утвержденного приказом ћќ –‘ є 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образовани¤ по информатике и информационным технологи¤м (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ дл¤ общеобразовательных учреждений (Ђѕрограммы дл¤ общеобразовательных учреждений: »нформатика. 2-11 классы. ― 2-е издание, исправленное и дополненное. ― ћ.: Ѕ»Ќќћ. Ћаборатори¤ знаний, 2005ї).

ѕриоритетными объектами изучени¤ в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. “еоретическа¤ часть курса строитс¤ на основе раскрыти¤ содержани¤ информационной технологии решени¤ задачи, через такие обобщающие пон¤ти¤ как: информационный процесс, информационна¤ модель и информационные основы управлени¤.

ѕрактическа¤ же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использовани¤ средств информационных технологий, ¤вл¤ющеес¤ значимым не только дл¤ формировани¤ функциональной грамотности, социализации школьников, последующей де¤тельности выпускников, но и дл¤ повышени¤ эффективности освоени¤ других учебных предметов. ¬ св¤зи с этим, а также дл¤ повышени¤ мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучени¤ и структуризаци¤ материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий дл¤ решени¤ значимых дл¤ школьников задач.

–¤д важных пон¤тий и видов де¤тельности курса формируетс¤ вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые Ц в комбинации Ђбезмашинныхї и Ђэлектронныхї сред. “ак, например, пон¤тие Ђинформаци¤ї первоначально вводитс¤ безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображени¤ и звука. ¬след за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаютс¤ представлени¤ учащихс¤ о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

ѕосле знакомства с информационными технологи¤ми обработки текстовой и графической информации в ¤вной форме возникает еще одно важное пон¤тие информатики Ц дискретизаци¤.   этому моменту учащиес¤ уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. ƒинамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровн¤ подготовки уже дл¤ начала работы с ними, рассматриваютс¤ во второй части курса.

ќдним из важнейших пон¤тий курса информатики и информационных технологий основной школы ¤вл¤етс¤ пон¤тие алгоритма. ƒл¤ записи алгоритмов используютс¤ формальные ¤зыки блок-схем и структурного программировани¤. — самого начала работа с алгоритмами поддерживаетс¤ компьютером.

¬ажное пон¤тие информационной модели рассматриваетс¤ в контексте компьютерного моделировани¤ и используетс¤ при анализе различных объектов и процессов. ѕон¤ти¤ управлени¤ и обратной св¤зи ввод¤тс¤ в контексте работы с компьютером, но перенос¤тс¤ и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

¬ последних разделах курса изучаютс¤ телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной де¤тельности с применением » “.  урс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действи¤; создавать, реализовывать и корректировать планы.

÷ели программы:

»зучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Ј           освоение знаний, составл¤ющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологи¤х и модел¤х;

Ј           овладение умени¤ми работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (» “), организовывать собственную информационную де¤тельность и планировать ее результаты;

Ј           развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами » “;

Ј           воспитание ответственного отношени¤ к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространени¤; избирательного отношени¤ к полученной информации;

Ј           выработка навыков применени¤ средств » “ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной де¤тельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

«адачи программы:

ќсновной задачей курса ¤вл¤етс¤ подготовка учащихс¤ на уровне требований, предъ¤вл¤емых ќб¤зательным минимумом содержани¤ образовани¤ по информатике.

“ематическое планирование

є

Ќазвание темы

 оличество часов (общее)

“еори¤

ѕрактика

1

ѕередача информации в компьютерных сет¤х

10

4

6

2

»нформационное моделирование

5

4

1

3

’ранение и обработка информации в базах данных

12

6

6

4

“абличные вычислени¤ на компьютере

13

5

8

5

”правление и алгоритмы

10

4

6

6

ѕрограммное управление работой компьютера

14

7

7

7

»нформационные технологии и общество

4

4

0

 

»того:

68

34

34

 


 

“ребовани¤ к уровню подготовки (результаты обучени¤)

¬ результате изучени¤ информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

Ј           виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

Ј           основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; пон¤тие вспомогательного алгоритма;

Ј           назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

Ј           выполн¤ть базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревь¤ми; провер¤ть свойства этих объектов; выполн¤ть и строить простые алгоритмы;

Ј           оперировать информационными объектами, использу¤ графический интерфейс: открывать, именовать, сохран¤ть объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоватьс¤ меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

Ј           оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем пам¤ти, необходимый дл¤ хранени¤ информации; скорость передачи информации;

Ј           создавать информационные объекты, в том числе:

Ј           создавать и использовать различные формы представлени¤ информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представлени¤ данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представлени¤ реального объекта, в частности, в процессе проектировани¤ с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектировани¤; осуществл¤ть простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов;

Ј           искать информацию с применением правил поиска (построени¤ запросов) в базах данных, компьютерных сет¤х, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словар¤х, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

Ј           пользоватьс¤ персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требовани¤м техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережени¤ при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знани¤ и умени¤ в практической де¤тельности и повседневной жизни дл¤:

Ј           создани¤ простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе Ц в форме блок-схем);

Ј           проведени¤ компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

Ј           создани¤ информационных объектов, в том числе дл¤ оформлени¤ результатов учебной работы;

Ј           организации индивидуального информационного пространства, создани¤ личных коллекций информационных объектов;

Ј           передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовани¤ информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

–абоча¤ учебна¤ программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. ¬ программе установлена оптимальна¤ последовательность изучени¤ тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных св¤зей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихс¤, определ¤ет необходимый набор форм учебной де¤тельности.

ѕрограмма рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

 


—одержание учебного курса

1.                  ѕередача информации в компьютерных сет¤х Ч10 часов

—одержание учебного материала:  омпьютерные сети: виды, структура, принципы функционировани¤, технические устройства. —корость передачи данных. »нформационные услуги компьютерных сетей: электронна¤ почта, телеконференции, файловые архивы и пр. »нтернет. WWW - ¬семирна¤ паутина. ѕоисковые системы »нтернета. јрхивирование и разархивирование файлов.

“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤

”чащиес¤ должны знать:

1.                  что такое компьютерна¤ сеть; в чем различие между локальными и глобальными сет¤ми;

2.                  назначение основных технических и программных средств функционировани¤ сетей: каналов св¤зи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

3.                  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

4.                  что такое »нтернет; какие возможности предоставл¤ет пользователю ¬семирна¤ паутина Ч WWW.

”чащиес¤ должны уметь:

5.                  осуществл¤ть обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станци¤ми одноранговой сети;

6.                  осуществл¤ть прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент- программы;

7.                  осуществл¤ть просмотр Web-страниц с помощью браузера;

8.                  работать с одной из программ-архиваторов.

 онтроль «”Ќ: тест.

2.                  »нформационное моделирование Ч 5 часов

—одержание учебного материала: ѕон¤тие модели; модели натурные и информационные. Ќазначение и свойства моделей. ¬иды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. “аблична¤ организаци¤ информации. ќбласти применени¤ компьютерного информационного моделировани¤.

“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤

”чащиес¤ должны знать:

Ј                    что такое модель; в чем разница между натурной и информационной модел¤ми;

Ј                    какие существуют формы представлени¤ информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

”чащиес¤ должны уметь:

Ј                    приводить примеры натурных и информационных моделей;

Ј                    ориентироватьс¤ в таблично организованной информации;

Ј                    описывать объект (процесс) в табличной форме дл¤ простых случаев.

 онтроль «”Ќ: тест.

3. ’ранение и обработка информации в базах данных -12 часов

—одержание учебного материала: ѕон¤тие базы данных (Ѕƒ), информационной системы. ќсновные пон¤ти¤ Ѕƒ: запись, поле, типы полей, первичный ключ. —истемы управлени¤ Ѕƒ и принципы работы с ними. ѕросмотр и редактирование Ѕƒ. ѕроектирование и создание однотабличной Ѕƒ. ”слови¤ поиска информации, простые и сложные логические выражени¤. Ћогические операции. ѕоиск, удаление и сортировка записей.

“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤

”чащиес¤ должны знать:

Ј                    что такое база данных (Ѕƒ), система управлени¤ базами данных (—”Ѕƒ), информационна¤ система;

Ј                    что такое рел¤ционна¤ база данных, ее элементы (записи, пол¤, ключи); типы и форматы полей;

Ј                    структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

Ј                    что такое логическа¤ величина, логическое выражение;

Ј                    что такое логические операции, как они выполн¤ютс¤.

”чащиес¤ должны уметь:

Ј                    открывать готовую Ѕƒ в одной из —”Ѕƒ рел¤ционного типа;

Ј                    организовывать поиск информации в Ѕƒ;

Ј                    редактировать содержимое полей Ѕƒ;

Ј                    сортировать записи в Ѕƒ по ключу;

Ј                    добавл¤ть и удал¤ть записи в Ѕƒ;

Ј                    создавать и заполн¤ть однотабличную Ѕƒ в среде —”Ѕƒ.

 онтроль «”Ќ: тест.

4.                  “абличные вычислени¤ на компьютере Ч13 часов

—одержание учебного материала: ƒвоична¤ система счислени¤. ѕредставление чисел в пам¤ти компьютера. “абличные расчеты и электронные таблицы. —труктура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. јдресаци¤ относительна¤ и абсолютна¤. ¬строенные функции. ћетоды работы с электронными таблицами. ѕостроение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. ћатематическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤

”чащиес¤ должны знать:

Ј                    что такое электронна¤ таблица и табличный процессор;

Ј                    основные информационные единицы электронной таблицы: ¤чейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

Ј                    какие типы данных занос¤тс¤ в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

Ј                    основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

Ј                    графические возможности табличного процессора.

Х                   ”чащиес¤ должны уметь:

Ј                    открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

Ј                    редактировать содержимое ¤чеек; осуществл¤ть расчеты по готовой электронной таблице;

Ј                    выполн¤ть основные операции манипулировани¤ с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

Ј                    получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

Ј                    создавать электронную таблицу дл¤ несложных расчетов.

 онтроль «”Ќ: тест.

 

 

5.                  ”правление и алгоритмы Ч 10 часов

—одержание учебного материала:  ибернетика.  ибернетическа¤ модель управлени¤. ѕон¤тие алгоритма и его свойства. »сполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнител¤, система команд исполнител¤, режимы работы. языки дл¤ записи алгоритмов (¤зык блок-схем, учебный алгоритмический ¤зык). Ћинейные, ветв¤щиес¤ и циклические алгоритмы. —труктурна¤ методика алгоритмизации. ¬спомогательные алгоритмы. ћетод пошаговой детализации.

“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤

”чащиес¤ должны знать:

Ј                    что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

Ј                    сущность кибернетической схемы управлени¤ с обратной св¤зью; назначение пр¤мой и обратной св¤зи в этой схеме;

Ј                    что такое алгоритм управлени¤; какова роль алгоритма в системах управлени¤;

Ј                    в чем состо¤т основные свойства алгоритма;

Ј                    способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический ¤зык;

Ј                    основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Ј                    назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построени¤ сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

”чащиес¤ должны уметь:

Ј                    при анализе простых ситуаций управлени¤ определ¤ть механизм пр¤мой и обратной св¤зи;

Ј                    пользоватьс¤ ¤зыком блок-схем, понимать описани¤ алгоритмов на учебном алгоритмическом ¤зыке;

Ј                    выполнить трассировку алгоритма дл¤ известного исполнител¤;

Ј                    составл¤ть линейные, ветв¤щиес¤ и циклические алгоритмы управлени¤ одним из учебных исполнителей;

Ј                    выдел¤ть подзадачи; определ¤ть и использовать вспомогательные алгоритмы.

 онтроль «”Ќ: тест.

6. ѕрограммное управление работой компьютера Ч14 часов

—одержание учебного материала: јлгоритмы работы с величинами: константы, переменные, пон¤тие типов данных, ввод и вывод данных. языки программировани¤ высокого уровн¤ (яѕ¬”), их классификаци¤. —труктура программы на ¤зыке ѕаскаль. ѕредставление данных в программе. ѕравила записи основных операторов: присваивани¤, ввода, вывода, ветвлени¤, циклов. —труктурированный тип данных - массив. —пособы описани¤ и обработки массивов. Ётапы решени¤ задачи с использованием программировани¤: постановка задачи, формализаци¤, алгоритмизаци¤, кодирование, отладка, тестирование.

“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤

”чащиес¤ должны знать:

Ј                    основные виды и типы величин;

Ј                    назначение ¤зыков программировани¤;

Ј                    что такое трансл¤ци¤;

Ј                    назначение систем программировани¤;

Ј                    правила оформлени¤ программы на ѕаскале;

Ј                    правила представлени¤ данных и операторов на ѕаскале;

Ј                    последовательность выполнени¤ программы в системе программировани¤.

”чащиес¤ должны уметь:

Ј                    работать с готовой программой на одном из ¤зыков программировани¤ высокого уровн¤;

Ј                    составл¤ть несложные линейные, ветв¤щиес¤ и циклические программы;

Ј                    составл¤ть несложные программы обработки одномерных массивов;

Ј                    отлаживать и исполн¤ть программы в системе программировани¤.

7. »нформационные технологии и общество 4 часа

—одержание учебного материала: ѕредыстори¤ информатики. »стори¤ чисел и систем счислени¤. »стори¤ Ё¬ћ и » “. ѕон¤тие информационных ресурсов. »нформационные ресурсы современного общества. ѕон¤тие об информационном обществе. ѕроблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

”чащиес¤ должны знать:

Ј                    основные этапы развити¤ средств работы с информацией в истории человеческого общества;

Ј                    историю способов записи чисел (систем счислени¤);

Ј                    основные этапы развити¤ компьютерной техники (Ё¬ћ) и программного обеспечени¤;

Ј                    в чем состоит проблема информационной безопасности.

”чащиес¤ должны уметь:

Ј                    регулировать свою информационную де¤тельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Ј                     

ѕеречень учебно-методического и программного обеспечени¤ по информатике и » “ дл¤ 9 класса

Ћитература

ѕреподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который вход¤т:

1.      »нформатика и » “: учебник дл¤ 9 класса/».√. —емакин, Ћ.ј. «алогова, —.¬. –усаков, Ћ.¬. Ўестакова. Ч3-е изд. Ч ћ.: Ѕ»Ќќћ. Ћаборатори¤ знаний, 2010.

2.      «адачник-практикум по информатике. ”чебное пособие дл¤ средней школы. ѕод ред. ».—емакина, ≈. ’еннера. Ч ћ.: Ћаборатори¤ Ѕазовых «наний, 2007.

3.      —емакин ».√., ¬араксин √.—. —труктурированный конспект базового курса. Ч ћ.: Ћаборатори¤ Ѕазовых «наний, 2007.

4.      —емакин ».√., Ўеина “.ё. ѕреподавание базового курса информатики в средней школе. ћ.: Ѕ»Ќќћ Ч Ћаборатори¤ Ѕазовых «наний, 2010.

5.      ÷ифровые образовательные ресурсы: Ђ»нформатика-базовый курсї, 9 класс, —емакина »., «алоговой Ћ., –усакова —., Ўестаковой Ћ.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-llda-8cd6-0800200c9a66/

 

ƒополнительна¤ литература

1.                  ѕанкратова Ћ.ѕ., „елак ≈.Ќ.  онтроль знаний по информатике: тесты, контрольные задани¤, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. - —ѕб.: Ѕ’¬-ѕетербург, 2004.

1.                  “есты. »нформатика и информационные технологии. 6-11 классы. / Ћ.ј. јнеликова. - ћ.: ƒрофа, 2004.

 

ќборудование, приборы, программные средства

Ј                     омпьютер,

Ј                    ѕроектор,

Ј                    ѕринтер,

Ј                    ”стройства вывода звуковой информации,

Ј                    ”стройства дл¤ ручного ввода текстовой информации и манипулировани¤ экранными объектами (клавиатура, мышь и др.),

Ј                    ”стройства дл¤ записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон, индивидуальные микрофоны

Ј                    ќперационна¤ система Windows ’–, Alt Linux.

Ј                    ‘айловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Ј                    јнтивирусна¤ программа.

Ј                    ѕрограмма-архиватор.

Ј                     лавиатурный тренажер.

Ј                    »нтегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Ј                    «вуковой редактор.

Ј                    ѕроста¤ система управлени¤ базами данных.

Ј                    ѕрограмма-переводчик.

Ј                    —истема оптического распознавани¤ текста.

Ј                    ћультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Ј                    —истема программировани¤.

Ј                    ѕочтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Ј                    Ѕраузер (входит в состав операционных систем или др.).

Ј                    ѕростой редактор Web-страниц

Ј                    –есурсы ≈диной коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru/).

 

 

Hosted by uCoz