ѕо¤снительна¤ записка
Ќасто¤ща¤ рабоча¤ учебна¤ программа базового курса
Ђ»нформатикаї дл¤ 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на
основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
базового уровн¤ общего образовани¤, утвержденного приказом ћќ –‘ є 1312 от
09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образовани¤ по
информатике и информационным технологи¤м (базовый уровень) опубликованной в
сборнике программ дл¤ общеобразовательных учреждений (Ђѕрограммы дл¤
общеобразовательных учреждений:
»нформатика. 2-11 классы. ― 2-е †издание,
исправленное и дополненное. ― ћ.: Ѕ»Ќќћ. Ћаборатори¤
знаний, 2005ї).
ѕриоритетными
объектами изучени¤ в курсе информатики основной школы выступают информационные
процессы и информационные технологии. “еоретическа¤ часть курса строитс¤ на
основе раскрыти¤ содержани¤ информационной технологии решени¤ задачи, через
такие обобщающие пон¤ти¤ как: информационный процесс, информационна¤ модель и
информационные основы управлени¤.
ѕрактическа¤
же часть курса направлена на освоение школьниками навыков †использовани¤ средств информационных
технологий, ¤вл¤ющеес¤ значимым не только дл¤ формировани¤ функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей де¤тельности выпускников, но
и дл¤ повышени¤ эффективности освоени¤ других учебных предметов. ¬ св¤зи с
этим, а также дл¤ повышени¤ мотивации, эффективности всего учебного процесса,
последовательность изучени¤ и структуризаци¤ материала построены таким образом,
чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра
информационных технологий дл¤ решени¤ значимых дл¤ школьников задач.
–¤д
важных пон¤тий и видов де¤тельности курса формируетс¤ вне зависимости от
средств информационных технологий, некоторые Ц в комбинации Ђбезмашинныхї и Ђэлектронныхї сред. “ак, например, пон¤тие
Ђинформаци¤ї первоначально вводитс¤ безотносительно к технологической среде, но
сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображени¤ и
звука. ¬след за этим идут практические вопросы обработки информации на
компьютере, обогащаютс¤ представлени¤ учащихс¤ о различных видах информационных
объектов (текстах, графики и пр.).
ѕосле
знакомства с информационными технологи¤ми обработки текстовой и графической
информации в ¤вной форме возникает еще одно важное пон¤тие информатики Ц
дискретизаци¤. этому моменту учащиес¤ уже достаточно подготовлены к усвоению
общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего
нас мира. ƒинамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты,
требующие относительно высокого уровн¤ подготовки уже дл¤ начала работы с ними,
рассматриваютс¤ во второй части курса.
ќдним
из важнейших пон¤тий курса информатики и информационных технологий основной
школы ¤вл¤етс¤ пон¤тие алгоритма. ƒл¤ записи алгоритмов используютс¤ формальные
¤зыки блок-схем и структурного программировани¤. — самого начала работа с алгоритмами
поддерживаетс¤ компьютером.
¬ажное
пон¤тие информационной модели рассматриваетс¤ в контексте компьютерного
моделировани¤ и используетс¤ при анализе различных объектов и процессов. ѕон¤ти¤
управлени¤ и обратной св¤зи ввод¤тс¤ в контексте работы с компьютером, но
перенос¤тс¤ и в более широкий контекст социальных, технологических и
биологических систем.
¬
последних разделах курса изучаютс¤ телекоммуникационные технологии и технологи
коллективной проектной де¤тельности с применением » “. урс нацелен на
формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать,
анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать †информацию; передавать информацию;
проектировать объекты и процессы, планировать свои действи¤; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
÷ели программы:
»зучение
информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
Ј
освоение знаний,
составл¤ющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологи¤х и модел¤х;
Ј
овладение умени¤ми
работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий (» “), организовывать собственную
информационную де¤тельность и планировать ее результаты;
Ј
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
» “;
Ј
воспитание
ответственного отношени¤ к информации с учетом правовых и этических †аспектов ее распространени¤; избирательного
отношени¤ к полученной информации;
Ј
выработка навыков
применени¤ средств » “ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и
коллективных проектов, в учебной де¤тельности, дальнейшем освоении профессий,
востребованных на рынке труда.
«адачи программы:
ќсновной
задачей курса ¤вл¤етс¤ подготовка учащихс¤ на уровне требований, предъ¤вл¤емых
ќб¤зательным минимумом содержани¤ образовани¤ по информатике.
“ематическое планирование
є |
Ќазвание темы |
оличество
часов (общее) |
“еори¤ |
ѕрактика |
1 |
ѕередача информации в компьютерных
сет¤х |
10 |
4 |
6 |
2 |
»нформационное моделирование |
5 |
4 |
1 |
3 |
’ранение и обработка информации в
базах данных |
12 |
6 |
6 |
4 |
“абличные вычислени¤ на компьютере |
13 |
5 |
8 |
5 |
”правление и алгоритмы |
10 |
4 |
6 |
6 |
ѕрограммное управление работой
компьютера |
14 |
7 |
7 |
7 |
»нформационные технологии и общество |
4 |
4 |
0 |
|
»того: |
68 |
34 |
34 |
“ребовани¤ к уровню подготовки (результаты обучени¤)
¬
результате изучени¤ информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
Ј
виды
информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
Ј
основные свойства
алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
пон¤тие вспомогательного алгоритма;
Ј
назначение и
функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
Ј
выполн¤ть базовые
операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревь¤ми;
провер¤ть свойства этих объектов; выполн¤ть и строить простые алгоритмы;
Ј
оперировать
информационными объектами, использу¤ графический интерфейс: открывать,
именовать, сохран¤ть объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоватьс¤ меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
Ј
оценивать
числовые параметры информационных объектов и процессов: объем пам¤ти,
необходимый дл¤ хранени¤ информации; скорость передачи информации;
Ј
создавать
информационные объекты, в том числе:
Ј
создавать и
использовать различные формы представлени¤ информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представлени¤ данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представлени¤ реального объекта, в
частности, в процессе проектировани¤ с использованием основных операций графических
редакторов, учебных систем автоматизированного проектировани¤; осуществл¤ть
простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
Ј
искать информацию
с применением правил поиска (построени¤ запросов) в базах данных, компьютерных
сет¤х, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словар¤х,
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
Ј
пользоватьс¤
персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требовани¤м техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережени¤ при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знани¤ и умени¤ в
практической де¤тельности и повседневной жизни дл¤:
Ј
создани¤
простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе Ц в форме блок-схем);
Ј
проведени¤
компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
Ј
создани¤
информационных объектов, в том числе дл¤ оформлени¤ результатов учебной работы;
Ј
организации
индивидуального информационного пространства, создани¤ личных коллекций
информационных объектов;
Ј
передачи
информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использовани¤ информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм.
–абоча¤ учебна¤ программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
темам. ¬ программе установлена оптимальна¤ последовательность изучени¤ тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных св¤зей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихс¤, определ¤ет необходимый набор форм учебной
де¤тельности.
ѕрограмма рассчитана на 68 часов в год (2 часа в
неделю).
1.
ѕередача
информации в компьютерных сет¤х Ч10 часов
—одержание
учебного материала: омпьютерные
сети: виды, структура, принципы функционировани¤, технические устройства.
—корость передачи данных. »нформационные услуги компьютерных сетей: электронна¤
почта, телеконференции, файловые архивы и пр. »нтернет. WWW - ¬семирна¤ паутина. ѕоисковые системы »нтернета. јрхивирование и
разархивирование файлов.
“ребовани¤ к уровню подготовки учащихс¤
”чащиес¤
должны знать:
1.
что такое
компьютерна¤ сеть; в чем различие между локальными и глобальными сет¤ми;
2.
назначение
основных технических и программных средств функционировани¤ сетей: каналов
св¤зи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
3.
назначение
основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций,
файловых архивов и др;
4.
что такое »нтернет; какие возможности предоставл¤ет пользователю
¬семирна¤ паутина Ч WWW.
”чащиес¤
должны уметь:
5.
осуществл¤ть
обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станци¤ми одноранговой сети;
6.
осуществл¤ть
прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-
программы;
7.
осуществл¤ть
просмотр Web-страниц с помощью браузера;
8.
работать с одной
из программ-архиваторов.
онтроль «”Ќ: тест.
2.
»нформационное
моделирование Ч 5 часов
—одержание
учебного материала: ѕон¤тие модели;
модели натурные и информационные. Ќазначение и свойства моделей. ¬иды
информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
“аблична¤ организаци¤ информации. ќбласти применени¤ компьютерного
информационного моделировани¤.
“ребовани¤ к
уровню подготовки учащихс¤
”чащиес¤
должны знать:
Ј
что такое модель;
в чем разница между натурной и информационной модел¤ми;
Ј
какие существуют
формы представлени¤ информационных моделей (графические, табличные, вербальные,
математические).
”чащиес¤
должны уметь:
Ј
приводить примеры
натурных и информационных моделей;
Ј
ориентироватьс¤ в
таблично организованной информации;
Ј
описывать объект
(процесс) в табличной форме дл¤ простых случаев.
онтроль
«”Ќ: тест.
3. ’ранение и обработка информации в базах данных -12 часов
—одержание
учебного материала: ѕон¤тие базы
данных (Ѕƒ), информационной системы. ќсновные пон¤ти¤ Ѕƒ: запись, поле, типы
полей, первичный ключ. —истемы управлени¤ Ѕƒ и принципы работы с ними. ѕросмотр
и редактирование Ѕƒ. ѕроектирование и создание однотабличной Ѕƒ. ”слови¤ поиска
информации, простые и сложные логические выражени¤. Ћогические операции. ѕоиск,
удаление и сортировка записей.
“ребовани¤
к уровню подготовки учащихс¤
”чащиес¤
должны знать:
Ј
что такое база
данных (Ѕƒ), система управлени¤ базами данных (—”Ѕƒ), информационна¤ система;
Ј
что такое
рел¤ционна¤ база данных, ее элементы (записи, пол¤, ключи); типы и форматы
полей;
Ј
структуру команд
поиска и сортировки информации в базах данных;
Ј
что такое
логическа¤ величина, логическое выражение;
Ј
что такое
логические операции, как они выполн¤ютс¤.
”чащиес¤
должны уметь:
Ј
открывать готовую
Ѕƒ в одной из —”Ѕƒ рел¤ционного типа;
Ј
организовывать
поиск информации в Ѕƒ;
Ј
редактировать
содержимое полей Ѕƒ;
Ј
сортировать
записи в Ѕƒ по ключу;
Ј
добавл¤ть и
удал¤ть записи в Ѕƒ;
Ј
создавать и
заполн¤ть однотабличную Ѕƒ в среде —”Ѕƒ.
онтроль
«”Ќ: тест.
4.
“абличные
вычислени¤ на компьютере Ч13 часов
—одержание
учебного материала: ƒвоична¤ система
счислени¤. ѕредставление чисел в пам¤ти компьютера. “абличные расчеты и
электронные таблицы. —труктура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа,
формулы. јдресаци¤ относительна¤ и абсолютна¤. ¬строенные функции. ћетоды
работы с электронными таблицами. ѕостроение графиков и диаграмм с помощью
электронных таблиц. ћатематическое моделирование и решение задач с помощью
электронных таблиц.
“ребовани¤
к уровню подготовки учащихс¤
”чащиес¤
должны знать:
Ј
что такое
электронна¤ таблица и табличный процессор;
Ј
основные
информационные единицы электронной таблицы: ¤чейки, строки, столбцы, блоки и
способы их идентификации;
Ј
какие типы данных
занос¤тс¤ в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
Ј
основные функции
(математические, статистические), используемые при записи формул в электронную
таблицу;
Ј
графические
возможности табличного процессора.
Х
”чащиес¤
должны уметь:
Ј
открывать готовую
электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
Ј
редактировать
содержимое ¤чеек; осуществл¤ть расчеты по готовой электронной таблице;
Ј
выполн¤ть
основные операции манипулировани¤ с фрагментами электронной таблицы:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
Ј
получать
диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Ј
создавать электронную
таблицу дл¤ несложных расчетов.
онтроль
«”Ќ: тест.
5.
”правление
и алгоритмы Ч 10 часов
—одержание
учебного материала: ибернетика.
ибернетическа¤ модель управлени¤. ѕон¤тие алгоритма и его свойства.
»сполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнител¤, система команд
исполнител¤, режимы работы. языки дл¤ записи алгоритмов (¤зык блок-схем,
учебный алгоритмический ¤зык). Ћинейные, ветв¤щиес¤ и циклические алгоритмы.
—труктурна¤ методика алгоритмизации. ¬спомогательные алгоритмы. ћетод пошаговой
детализации.
“ребовани¤
к уровню подготовки учащихс¤
”чащиес¤
должны знать:
Ј
что такое
кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Ј
сущность
кибернетической схемы управлени¤ с обратной св¤зью; назначение пр¤мой и
обратной св¤зи в этой схеме;
Ј
что такое алгоритм
управлени¤; какова роль алгоритма в системах управлени¤;
Ј
в чем состо¤т
основные свойства алгоритма;
Ј
способы записи
алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический ¤зык;
Ј
основные
алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Ј
назначение
вспомогательных алгоритмов; технологии построени¤ сложных алгоритмов: метод
последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
”чащиес¤
должны уметь:
Ј
при анализе
простых ситуаций управлени¤ определ¤ть механизм пр¤мой и обратной св¤зи;
Ј
пользоватьс¤
¤зыком блок-схем, понимать описани¤ алгоритмов на учебном алгоритмическом
¤зыке;
Ј
выполнить
трассировку алгоритма дл¤ известного исполнител¤;
Ј
составл¤ть
линейные, ветв¤щиес¤ и циклические алгоритмы управлени¤ одним из учебных исполнителей;
Ј
выдел¤ть
подзадачи; определ¤ть и использовать вспомогательные алгоритмы.
онтроль
«”Ќ: тест.
6. ѕрограммное управление работой компьютера Ч14 часов
—одержание
учебного материала: јлгоритмы работы
с величинами: константы, переменные, пон¤тие типов данных, ввод и вывод данных.
языки программировани¤ высокого уровн¤ (яѕ¬”), их классификаци¤. —труктура
программы на ¤зыке ѕаскаль. ѕредставление данных в программе. ѕравила записи
основных операторов: присваивани¤, ввода, вывода, ветвлени¤, циклов. —труктурированный
тип данных - массив. —пособы описани¤ и обработки массивов. Ётапы решени¤
задачи с использованием программировани¤: постановка задачи, формализаци¤,
алгоритмизаци¤, кодирование, отладка, тестирование.
“ребовани¤
к уровню подготовки учащихс¤
”чащиес¤
должны знать:
Ј
основные виды и
типы величин;
Ј
назначение ¤зыков
программировани¤;
Ј
что такое
трансл¤ци¤;
Ј
назначение систем
программировани¤;
Ј
правила
оформлени¤ программы на ѕаскале;
Ј
правила
представлени¤ данных и операторов на ѕаскале;
Ј
последовательность
выполнени¤ программы в системе программировани¤.
”чащиес¤
должны уметь:
Ј
работать с
готовой программой на одном из ¤зыков программировани¤ высокого уровн¤;
Ј
составл¤ть
несложные линейные, ветв¤щиес¤ и циклические программы;
Ј
составл¤ть
несложные программы обработки одномерных массивов;
Ј
отлаживать и
исполн¤ть программы в системе программировани¤.
7. »нформационные технологии и общество 4 часа
—одержание
учебного материала: ѕредыстори¤
информатики. »стори¤ чисел и систем счислени¤. »стори¤ Ё¬ћ и » “. ѕон¤тие
информационных ресурсов. »нформационные ресурсы современного общества. ѕон¤тие
об информационном обществе. ѕроблемы информационной безопасности, этические и
правовые нормы в информационной сфере.
”чащиес¤
должны знать:
Ј
основные этапы
развити¤ средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Ј
историю способов
записи чисел (систем счислени¤);
Ј
основные этапы
развити¤ компьютерной техники (Ё¬ћ) и программного обеспечени¤;
Ј
в чем состоит
проблема информационной безопасности.
”чащиес¤
должны уметь:
Ј
регулировать свою
информационную де¤тельность в соответствии с этическими и правовыми нормами
общества.
Ј
ѕеречень учебно-методического и программного
обеспечени¤ по информатике и » “ дл¤ 9 класса
ѕреподавание
курса ориентировано на использование учебного и программно-
методического комплекса, в который вход¤т:
1.
»нформатика и
» “: учебник дл¤ 9 класса/».√. —емакин, Ћ.ј. «алогова,
—.¬. –усаков, Ћ.¬. Ўестакова. Ч3-е изд. Ч ћ.: Ѕ»Ќќћ. Ћаборатори¤ знаний, 2010.
2.
«адачник-практикум
по информатике. ”чебное пособие дл¤ средней школы. ѕод ред. ».—емакина,
≈. ’еннера. Ч ћ.: Ћаборатори¤ Ѕазовых «наний, 2007.
3.
—емакин ».√., ¬араксин √.—. —труктурированный конспект базового курса. Ч
ћ.: Ћаборатори¤ Ѕазовых «наний, 2007.
4.
—емакин ».√.,
Ўеина “.ё. ѕреподавание базового курса информатики в средней школе. ћ.: Ѕ»Ќќћ Ч
Ћаборатори¤ Ѕазовых «наний, 2010.
5.
÷ифровые
образовательные ресурсы: Ђ»нформатика-базовый курсї, 9
класс, —емакина »., «алоговой Ћ., –усакова —.,
Ўестаковой Ћ.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-llda-8cd6-0800200c9a66/
ƒополнительна¤
литература
1.
ѕанкратова
Ћ.ѕ., „елак ≈.Ќ. онтроль знаний по информатике:
тесты, контрольные задани¤, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. -
—ѕб.: Ѕ’¬-ѕетербург, 2004.
1.
“есты.
»нформатика и информационные технологии. 6-11 классы. / Ћ.ј. јнеликова. - ћ.: ƒрофа, 2004.
ќборудование,
приборы, программные средства
Ј
омпьютер,
Ј
ѕроектор,
Ј
ѕринтер,
Ј
”стройства вывода
звуковой информации,
Ј
”стройства дл¤
ручного ввода текстовой информации и манипулировани¤ экранными объектами
(клавиатура, мышь и др.),
Ј
”стройства
дл¤ записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон, индивидуальные
микрофоны
Ј
ќперационна¤
система Windows ’–, Alt Linux.
Ј
‘айловый менеджер
(в составе операционной системы или др.).
Ј
јнтивирусна¤
программа.
Ј
ѕрограмма-архиватор.
Ј
лавиатурный
тренажер.
Ј
»нтегрированное
офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный
графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Ј
«вуковой
редактор.
Ј
ѕроста¤ система
управлени¤ базами данных.
Ј
ѕрограмма-переводчик.
Ј
—истема
оптического распознавани¤ текста.
Ј
ћультимедиа
проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Ј
—истема
программировани¤.
Ј
ѕочтовый клиент
(входит в состав операционных систем или др.).
Ј
Ѕраузер (входит в
состав операционных систем или др.).
Ј
ѕростой редактор Web-страниц
Ј
–есурсы ≈диной
коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru/).