Пояснительная записка.

 

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004); регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Мурманской области; школьного учебного плана МОУ Молочненская СОШ на 2011-12 учебный год.

Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по литературе, Примерной программы по литературе для общеобразовательных учебных заведений (5-9 класс), Требований к уровню подготовки выпускников общей школы по литературе.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 105 часов, т.е. 3 часа в неделю.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 

Основные цели и задачи.

 

Цели:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание  духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий; формирование общего представления об историко – литературном процессе;

- совершенствование  умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Задачи:

Изучение литературы в школах с родным ( нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы.

- формировать умение соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке; умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

 

Межпредметные связи.


 


- русский  язык

- история

- обществознание

- МХК.


                                                                                                                                                              

Предполагаемые результаты:

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

·      образную природу словесного искусства;

·      содержание изученных литературных произведений;

·      основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

·      изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

·      воспринимать и анализировать художественный текст;

·      выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

·      определять род и жанр литературного произведения;

·      выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

·      характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

·      сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

·      выявлять авторскую позицию;

·      выражать свое отношение к прочитанному;

·      выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·      владеть различными видами пересказа;

·      строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

·      участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

·      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·      определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·      поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Москва. 2004г.                                                                                                                                               

2. Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина,  Г. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Про­свещение, 2008.

3.Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ - от 18 июля Д997. №974 (14-123).

4.Учебник по литературе 9 класс в 2 частях. Москва, «Просвещение» 2008г. Автор-составитель Коровина В.Я.

5.Методическое пособие «Поурочные разработки по литературе в 9 классе», авторы: Н.В.Егорова, Золотарева И.В. М.: «ВАКО»,2005

6.Коровина В.Я.  «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические     материалы  по  литературе

 

Учебно-методический план:

Раздел

Часы

Древнерусская литература

5 часов

Русская литература XVIII века

17 часов

Русская литература XIX века

61 час

Русская литература XX века

17 часов

Зарубежная литература

5 часов

Итого:

105 часов


 

Hosted by uCoz