Пояснительная
записка.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004); регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Мурманской области; школьного учебного плана МОУ Молочненская СОШ на 2011-12 учебный год.
Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по литературе, Примерной программы по литературе для общеобразовательных учебных заведений (5-9 класс), Требований к уровню подготовки выпускников общей школы по литературе.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 105 часов, т.е. 3 часа в неделю.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основные цели и задачи.
Цели:
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий; формирование общего представления об историко – литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи:
Изучение литературы в школах с родным ( нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы.
- формировать умение соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке; умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Межпредметные связи.
- русский язык
- история
- обществознание
- МХК.
Предполагаемые результаты:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
· изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
· воспринимать и анализировать художественный текст;
· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
· определять род и жанр литературного произведения;
· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать свое отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и
письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений;
· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
1.Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования. Москва. 2004г.
2. Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, Г. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.
3.Обязательный минимум содержания
основного общего образования по литературе
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ - от 18
июля Д997. №974 (14-123).
4.Учебник по литературе 9 класс в 2 частях. Москва, «Просвещение» 2008г.
Автор-составитель Коровина В.Я.
5.Методическое
пособие «Поурочные разработки по литературе в 9 классе», авторы: Н.В.Егорова, Золотарева И.В. М.: «ВАКО»,2005
6.Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе
Учебно-методический план:
Раздел |
Часы |
Древнерусская литература |
5 часов |
Русская литература XVIII века |
17 часов |
Русская литература XIX века |
61 час |
Русская литература XX века |
17 часов |
Зарубежная литература |
5 часов |
Итого: |
105 часов |