РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам безопасности
жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе Примерной программы по
«Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Регионального
базисного учебного плана (2006г.), компонента образовательного учреждения.
Перечень
нормативных документов,
используемых при составлении
рабочей программы:
·
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней
редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
·
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
(Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2011-2012 учебный
год;
·
Конституция
Российской Федерации
·
Федеральный
закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»
·
Закон
Российской Федерации «О безопасности»
·
Федеральный
закон «О пожарной безопасности»
·
Федеральный
закон «Об охране окружающей природной среды»
·
Федеральный
закон «О гражданской обороне»
Программа
предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности
жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня
культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения
отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности,
общества и государства.
Направленность рабочей программы - обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных
ситуациях, подготовка к соревнованиям Всероссийского детско-юношеского движения
«Школа безопасности».
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе
реализованы требования федеральных законов перечисленных выше. Содержание
программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного
поведения человека в чрезвычайных
ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования
у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в
области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета
обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством
по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных
привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Изучение
тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
·освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
·развитие качеств личности, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
·воспитание чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
·овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение
следующих задач:
-
формирование у учащихся научных представлений о
принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
-
выработка умений предвидеть опасные ситуации
природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
-
формирование у учащихся модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать
решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
При
разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая
заключается в следующем:
-
учет основных закономерностей развития теории
безопасности;
-
интегрированность (проблематика курса ОБЖ
охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом
взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека
и окружающей среды);
-
направленность на формирование у учащихся
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения
отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности,
общества и государства.
При
разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации
учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а
именно:
-
непрерывность обучения с 5 по 11 классы с
использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного
учебного плана;
-
постепенное наращивание информационной и
воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с
учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным
предметам в каждом классе;
-
обеспечение
разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при
условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу
формирования единого образовательного пространства в области безопасности,
региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к
безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
В ходе изложения учебного материала используются
активные методы обучения:
ü Урок, сочетающий урок с объяснением;
ü Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления,
опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
ü Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной
деятельности;
ü Лекция с элементами беседы;
ü Работа с документами;
ü Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
ü Раскрытие содержания иллюстраций.
Межпредметные связи: география, биология, химия, физическая культура.
Общеучебные умения,
навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Приоритетами для
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного
общего образования являются:
-
использование для познания окружающего мира
различных методов наблюдения и моделирования;
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
творческое решение учебных и практических задач;
-
сравнение, сопоставление, классификация,
ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и
критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в
проектной деятельности;
-
использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др.;
-
самостоятельная организация учебной деятельности;
оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального
состояния;
_ соблюдение норм поведения в окружающей среде
и правил здорового образа жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с компонентом ОУ
изучается в 9 классе из расчета 1 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на
35 учебных часов, в т.ч. на проведение практических работ – 9 часов. Используется классно-урочная система.
Основное содержание
программы
Раздел
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровье физическое и духовное. Режим
труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня.
Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.
Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.
Вредные привычки и их
негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма
курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.
Наркомания, токсикомания и
другие вредные привычки.
1. 2.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения
Дорожное движение и его
участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины
дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на
дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
Краткая характеристика современных видов
транспорта. Правила безопасного поведения
пассажиров на транспорте.
1. 3. Правила пожарной
безопасности и поведения при пожаре
Причины возникновения пожаров
в жилых и общественных зданиях. Меры
пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов,
отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения
при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из
горящего здания.
Возникновение пожара на
транспорте и его причины. Правила
безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
1. 4. Правила безопасного
поведения на воде
Правила безопасного поведения
на воде. Особенности состояния водоемов
в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных
и необорудованных местах.
Опасность водоемов
зимой. Меры предосторожности при
движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
1. 5. Правила безопасного
поведения в быту
Статья I.Опасность, возникающая при нарушении правил
обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного
использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.
Опасные вещества и средства
бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими.
Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и
правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.
Правила безопасного
использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.
1. 6. Правила поведения на
природе
Автономное существование
человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном
автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на
местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня.
Обеспечение водой и питанием. Сигналы
бедствия.
1.7. Нарушение экологического равновесия в местах
проживания
Влияние деятельности человека
на окружающую среду. Экология и
экологическая безопасность.
Загрязнение атмосферы, вод,
почв. Понятие о предельно допустимых
концентрациях загрязняющих веществ.
Краткая характеристика
состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Правила безопасного поведения в
экологически неблагоприятных районах.
1. 8. Правила безопасного
поведения в криминогенных ситуациях
Правила профилактики и
самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения.
Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения
с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Правила обеспечения
сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды
мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной
жизни.
Меры предосторожности при
обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его
террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников
сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения
в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении
паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Раздел 2.Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя)
аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.
Первая медицинская помощь при
травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при
переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при отравлениях
газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Первая медицинская помощь при утоплении и
удушении.
Первая медицинская помощь при
тепловом и солнечном ударе, обморожении.
Раздел 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
3. 1. Чрезвычайные ситуации
природного характера, их последствия и правила безопасного поведения
Землетрясения и их поражающие
факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о
землетрясении, во время и после землетрясений.
Вулканы и их поражающие
факторы. Правила безопасного поведения
при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины
и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном
оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения
во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из
зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их
поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном
оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения
во время и после ураганов, бури, смерча.
Наводнения и их поражающие
факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о
наводнениях, во время и после наводнений.
Цунами и их поражающие
факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о
цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные,
торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров.
Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного
поведения
Понятие о промышленных
авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.
Пожары и взрывы, их
характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при
пожарах и взрывах
Промышленные аварии с
выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства.
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие
факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с
выбросом опасного химического вещества.
Статья II.
Аварии на радиационно опасных
объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Гидродинамические аварии.
Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при
гидродинамической аварии.
3. 3. Организация защиты населения
от чрезвычайных
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио,
приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная, радиационная и
химическая защита населения.
Эвакуация. Обязанности и
правила поведения людей при эвакуации.
Учебно-тематическое планирование
Наименование раздела, темы. |
Кол-во часов |
Из них-практических занятий. |
Раздел1.«Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни» |
25 |
4 |
1.1Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. |
13 |
|
1.2Правила обеспечения безопасности дорожного движения. |
1 |
1 |
1.3Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре. |
1 |
1 |
1.4Правила безопасного поведения на воде. |
- |
|
1.5Правила безопасного поведения в быту. |
2 |
|
1.6Правила
поведения на природе. |
4 |
2 |
1.7Нарушение экологического равновесия в местах проживания. |
2 |
|
1.8Правила безопасного поведения в криминогенных
ситуациях. |
2 |
|
Раздел2. Оказание первой медицинской помощи. |
4 |
2 |
Раздел3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. |
6 |
3 |
3.1Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и
правила безопасного поведения. |
- |
|
3.2Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и правила безопасного поведения. |
2 |
2 |
3.3Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. |
4 |
1 |
Итого: |
35 |
9 |
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Л.В.
Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности».
М., «Владос», 2003г.
2. Г.А.
Колодницкий, В.Н. Латчук «Оценка качества подготовки выпускников основной школы
по Основам безопасности жизнедеятельности». М., «Дрофа», 2001г.
3. В.Н. Латчук,
С.К. Миронов «Тетрадь
для оценки качества
знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 9
класс», М., «Дрофа», 2008г
4. Л.А.
Михайлов, А.В. Старостенко « ОБЖ 7-8 классы», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г.
5. М.П.
Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов,
«Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс». М., «Астрель», 2006г.
6. А.Т.
Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2001г.
Дополнительная литература
1. С.В.
Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.
2. В.Г.
Бубнов, Н.В. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.
3. В.Д.
Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М.,
«Экзамен», 2006г.
4. В.Н.
Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы», М.,
«Дрофа», 2000г.
5. В.И. Мишин «Настольная книга учителя основ безопасности», М.,
«Астрель», 2002г.
7. А.Т.
Смирнов «ОБЖ 9 класс. Поурочные планы по
учебнику А.Т. Смирнова и др.», Волгоград, «Корифей», 2006г.
8. В.П.
Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях», М., «Эксмо», 2004г.
9. С.С.
Соловьев «Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (комплект тестовых заданий для
учащихся 7-8 классов), М., «Интеллект - Центр», 2002г.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Кабинет ОБЖ и его оснащение:
Нормативная и правовая литература
Периодические издания
Телевизор
Видеомагнитофон
Интерактивная доска
Мультимедиапроектор
Экран настенный
Средства защиты органов дыхания.
- ФП ГП
-7,ГП-5,ПДФ-2Ш
-
респираторы У-2К
-
ватно-марлевые повязки
- ПТМ-1
Средства защиты кожи (костюм защитный Л-1)
Медицинские средства (ИПП-8, АИ-2)
-
автомобильная аптечка
-
носилки
-индивидуальный перевязочный пакет
4.
Противопожарные средства
-
Огнетушители ОХП – 10,ОВЭ – 6,ОУ – 5
5. Стенды,
плакаты
Действия
населения при авариях и катастрофах.
Первая
медицинская помощь при ЧС.
Правила
поведения при пожаре в ОУ.
Стенд
«Классификация ЧС»
Стенд
«Первая медицинская помощь»
Стенд
«Уголок безопасности дорожного движения»
Карта
Мурманской области, физическая карта России
Раздаточный материал по ГО
Основы
пожарной безопасности для школьников
План
эвакуации
Комплект
наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя»
Комплект
наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»
Комплект
из 4 плакатов «Первичные средства пожаротушения»
Комплект
из 6 плакатов «Первая реанимация и первая медицинская помощь»
6. Аудиовизуальные
пособия
Видеофильм «ЧС природного и техногенного характера»
Видеофильм «Правила безопасного поведения»
Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире»
Видеофильм «Улица полна неожиданностей»
Видеофильм «Дорожные знаки»
Видеофильм «Первая медицинская помощь»
Видеофильм «ЗОЖ»
Видеофильм
«Основы противопожарной безопасности»
Диск DVD
«Алкогольный террор против России»
Диск DVD
«Профилактика наркомании»
Диск DVD «Сам себе
МЧС»
Диск DVD
«Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»
Диск DVD
«Безопасность дорожного движения»
Диск DVD «Школа
безопасности»
Диск DVD
«Последствия лесных пожаров»
Диск DVD
«Последствия наводнений»
Диск DVD «Правила
дорожного движения»
7. Средства
программного обучения и контроля знаний.
Презентация «Безопасность на льду,
воде»
Презентация «Программы здорового
образа жизни»
Презентация «Профилактика
табакокурения»
Презентация «Безопасность дорожного
движения»
Презентация «Пожарная безопасность»
Презентация «Пожары и взрывы»
Презентация « Гидродинамические аварии»
Компьютерная игра «Спасик и его команда»
Компьютерные игры по ПДД
Тесты
Практические ситуации и задачи
Олимпиадные задания для 7-8 классов в компьютерном виде
8. Тренажеры
Тренажер
«Максим- 2» для проведения искусственной вентиляции и наружного массажа сердца
Требования к
уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности
жизнедеятельности ученик должен
знать/понимать:
-
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие
и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях социального, природного и техногенного характера;
-
способы безопасного поведения в природной среде:
ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
-
действовать при возникновении пожара в жилище и
использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
-
соблюдать правила поведения на воде и оказывать
помощь утопающему;
-
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах,
отморожениях, ушибах, кровотечениях;
-
пользоваться средствами индивидуальной защиты
(противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской
аптечкой) и средствами коллективной защиты;
-
правильно вести себя в криминогенных
ситуациях и в местах большого скопления людей;
-
действовать по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов
питания в случае эвакуации;
использовать приобретенные знания
и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения личной безопасности на улицах и
дорогах;
-
соблюдения мер предосторожности и правил поведения
пассажиров в общественном транспорте;
-
пользования бытовыми приборами и инструментами;
-
проявления бдительности при угрозе
террористического акта;
-
обращения(вызова) в случае
необходимости в соответствующие органы экстренной помощи.