Тематический план 9 класс
№п\п |
тема |
Количество часов |
Развитие речи |
Контрольные работы |
1 |
Введение |
1 |
- |
- |
2 |
Повторение изученного в 8 кл |
2 |
- |
|
3 |
Способы передачи чужой речи |
7 |
3 |
|
4 |
Сложное предложение.
Сложносочинённое предложение |
7 |
2 |
2 |
5 |
Сложноподчинённое
предложение |
28 |
- |
2 |
6 |
Бессоюзное сложное
предложение |
16 |
2 |
2 |
7 |
Повторение изученного |
6 |
|
|
8 |
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (9 кл)
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции (10 Ч)
Речевое общение.
Умение общаться – очень
важная часть культуры человека.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное;
устное и письменное; монологическое и диалогическое; их особенности.
Сферы речевого общении: бытовая,
социально-культурная, научная (учебно-научная(,
общественно-политическая, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и её компоненты:
участники( адресат и адресант), обстоятельства
речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное,
подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в
типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого
общения как достижения прогнозируемого результата. Причины коммуникативных
неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими
источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим,
просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование
(слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего.
Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных,
научно-популярных текстов (максимальный объём – до350 слов), их основной и
дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их
связей.
Говорение. Продуцирование устных
монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические,
социально-бытовые, учебные и другие темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо.
овладение умениями адекватно передавать содержание
прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью
свёрнутости ( изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект,
аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные
социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые , учебные и другие темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений ( в том числе отзывов
и рецензий) различных функциональных
стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их
комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности.
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка,
основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура
текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы,
основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой
разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в
зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы ,
ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка:
разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический,
официально-деловой; язык художественной литературы.
Сферы употребления, типичные ситуации речевого
общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка
художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление,
доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью,
очерк), официально-делового (расписка, доверенность, резюме, заявление) стилей,
разговорной речи ( рассказ, беседа, спор).
Культура речи.
Понятие о культуре речи. Нормативность,
уместность, эффективность, соответствие номам речевого поведения – основные
составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в
соответствии со сферой, ситуацией , условиями речевого
общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности
речевого общения.
Общие сведения о русском языке
(1 ч)
Русский язык – национальный язык русского народа.
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного отношения к русскому языку как национальной ценности.
Основные формы существования русского национального языка: русский литературный язык, территориальные диалекты, (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм( разновидностей).
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки.
Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные ).
Словарь как вид справочной литературы.
Фонетика. Орфоэпия
(2ч)
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.
Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Понятие об орфоэпической норме.
Лексикология и
фразеология (1ч)
Лексикология как раздел науки о языке.
Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учёт стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфемика и словообразование. (1ч)
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный).
Переход одной части речи в другую как один из способов образования новых слов. Особенности образования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов.
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав.. определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.
Морфология (4 ч)
Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи : общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
Синтаксис (29 ч)
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные , наречные. Типы связи слов в словосочетании.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. предложения простые и сложные.
Простые предложения. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное, приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами . Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы.
Вводные конструкции (слова).
Сложное предложение.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) сложные предложения.
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частя ми сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённое предложение., его строение. Главная и придаточная части сложного предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, указательные слова.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточными частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Виды сложноподчинённых предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчинённых предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов.
Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи : прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи ( восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.).
Правописание: орфография и пунктуация (19 ч)
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончание в словах разных частей речи.
Употребление ь и ъ.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания , их функции.
Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в сложном предложении: сложноподчинённом, сложносочинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
Язык и культура ( 1ч)
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических)
Учебное и
учебно-методическое обеспечение
Информационно-коммуникационные средства:
1С: Репетитор. Тесты по
орфографии.. – М.: ЗАО «1С», 2005. – 1 электрон.опт.диск (СD -ROM)
Энциклопедия, толковый словарь, справочник. – режим доступа : www.navoprosotveta.net
Национальный сервер современной прозы. – Режим доступа: www.proza.ru