Тематический план 9 класс

№п\п

тема

Количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

-

-

2

Повторение изученного в 8 кл

2

-

 

3

Способы передачи чужой речи

7

3

 

4

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение

7

2

2

5

Сложноподчинённое предложение

28

-

2

6

Бессоюзное сложное предложение

16

2

2

7

Повторение изученного

6

 

 

8

 

 

 

 

 

 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (9 кл)

 

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции  (10 Ч)

Речевое общение.

Умение общаться – очень важная часть культуры человека.

 Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; монологическое и диалогическое; их особенности.

 Сферы речевого общении: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная(, общественно-политическая, официально-деловая.

 Ситуация речевого общения и её компоненты: участники( адресат и адресант), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

 Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижения прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность.

Речь как деятельность.

 Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. особенности каждого вида речевой деятельности.

 Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

  Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объём – до350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

  Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости ( изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые , учебные и другие темы на основе отбора  необходимой информации. Написание сочинений ( в том числе  отзывов и рецензий)  различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

 Текст как продукт речевой деятельности.

 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

 Способы развития темы в тексте. Структура текста.

 Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы , ситуации и условий общения.

 Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

 Сферы употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

 Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, резюме, заявление) стилей, разговорной речи ( рассказ, беседа, спор).

 Культура речи.

 Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие номам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

 Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией , условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

  Общие сведения о русском языке (1 ч)

 Русский язык – национальный язык русского народа.

 Понятие государственного           языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

 Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного отношения к русскому языку как национальной ценности.

 Основные формы существования русского национального языка: русский литературный язык, территориальные диалекты, (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм( разновидностей).

  Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

 Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки.

 Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные ).

 Словарь как вид справочной литературы.

                             Фонетика. Орфоэпия (2ч)

Связь фонетики с графикой и орфографией.

 Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.

 Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

 Понятие об орфоэпической норме.

Лексикология и фразеология (1ч)

 Лексикология как раздел науки о языке.

 Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

  Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

 Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учёт стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

 Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.

 Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфемика и словообразование. (1ч)

 Основные способы образования слов.

 Образование слов с помощью морфем ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,  бессуфиксный).

  Переход одной части речи в другую как один из способов образования новых слов. Особенности образования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

  Основные выразительные средства морфемики  и словообразования. Повтор  слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов.

  Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на   его морфемный состав.. определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

  Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием  переносных значений слов в устных и письменных текстах.

  Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.

Морфология (4 ч)

Морфология как раздел грамматики.

  Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

 Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи : общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

 Самостоятельные и служебные части речи.

 Общая характеристика самостоятельных частей речи. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

 Синтаксис (29 ч)

 Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

 Словосочетание. Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

  Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные , наречные. Типы связи слов в словосочетании.

 Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. предложения простые и сложные.

  Простые предложения. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

  Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное, приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.

  Предложения с однородными членами . Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

 Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы.

 Вводные конструкции (слова).

Сложное предложение.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) сложные предложения.

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частя ми сложносочинённого предложения.

  Сложноподчинённое предложение., его строение. Главная и придаточная части сложного предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, указательные слова.

  Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточными частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Виды сложноподчинённых предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчинённых предложений в устных и письменных текстах.

  Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

   Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

 Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых  отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

 Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов.

 Синонимия простого и сложного предложений.

  Способы передачи чужой речи : прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

  Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

  Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

  Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

 Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи ( восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и  т.д.).

 Правописание: орфография и пунктуация (19 ч)

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

 Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончание в словах разных частей речи.

Употребление ь и ъ.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

 Употребление строчной и прописной букв.

 Правила переноса.

 Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания , их функции.

Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

 Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др).

 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

 Знаки препинания в сложном предложении: сложноподчинённом, сложносочинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

 Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.

Язык и культура ( 1ч)

 Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических)

Учебное и учебно-методическое обеспечение

 

 

  1. Барова Е.С.Сборник диктантов для 8-9 кл: пособие для учителя и учащихся /Е.С.Барова; под редакцией Е.В.Бунеевой. -  .: Баллас, 2005.
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9класс: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2009.
  3. Бунеев Р.Н. Русский язык: учебник для 9 класса основной школы/ Р.Н.Бунеевдр); под редакцией академика РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баллас, 2006.
  4. Бунеева Е.В.Русский язык.9 класс: методекомендации для учителя /Е.В.Бунеевадр). – М.:Баллас, 2006.

 

Информационно-коммуникационные средства:

1С: Репетитор. Тесты по орфографии.. – М.: ЗАО «1С», 2005. – 1 электронпт.дискD -ROM)

Энциклопедия, толковый словарь, справочник.режим доступа : www.navoprosotveta.net

Национальный сервер современной прозы. – Режим доступа: www.proza.ru

 

 

Hosted by uCoz