«Комплексный подход деятельности МОУ Молочненской СОШ по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся на примере реализации проекта «Россия: мы должны жить долго»

Заместитель директора по УВР   Фадеева О.И.

 

По поручению Губернатора Мурманской области в рамках инициативы Всероссийской политической партии «Единая Россия» в целях совершенствования работы по формированию ценностного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса  МОУ Молочненской СОШ в соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 14.06.2011 № 1177 продолжило работу в рамках проекта «Россия: мы должны жить долго» - создание в образовательных учреждениях Мурманской области центров и кабинетов здоровья».

Целью создания центра здоровья в нашей школе является совершенствование комплексного подхода по формированию  личностно развивающей среды, формирующей систему ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию всех участников образовательного процесса и формирование навыков ведения здорового образа жизни.

 Здоровье  детей формируется под воздействием комплекса неблагоприятных факторов, важнейшим из которых является ухудшение экономической обстановки, недостаточное несбалансированное питание, стрессовые воздействия мегаполиса. Здоровье детей нашего региона отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования.

В современном сельском социуме школа становится центром развития образования на селе. Реальная социальная ситуация и особенности структурирования системы образования в сельских округах заставляют рассматривать школу как фактор развития дошкольного, дополнительного образования, как фактор развития непрерывного образования на селе (включая взрослое население). Школа должна не только испытывать внешнее влияние среды, но и, в свою очередь, участвовать в формировании этой среды в культурно-образовательном, информационном, правовом, экологическом плане. Объединение усилий учреждений культуры, дополнительного и дошкольного образования, учреждений здравоохранения с усилиями образовательного учреждения в этом направлении представляется перспективным и важным в свете комплексного решения проблем села. Таким образом, суть нового статуса сельской школы заключается в том, что в условиях свертывания социокультурной сферы села происходит переход от общеобразовательного учреждения к социокультурному центру.

Школа  организует работу по реализации проекта «Россия мы должны жить долго»

·        Содействие в ежегодной диспансеризации учащихся  1 - 11 классов

·        Создание внутри школы «здоровой» образовательной среды путем снятия перегрузок,  решение проблем неуспешности, организация педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса;

·        В целях организации деятельности педагогических сотрудников   школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развития культуры здорового образа жизни всех участников образовательного  процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся, в школе функционирует «Центр содействия здоровью».

Цель Центра содействия здоровью:

Обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальное условие физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

Задачи Центра содействия здоровью:

·        Разработка системы медико-педагогического мониторинга, состояния здоровья, физического и психического развития школьников

·        Отслеживание организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся

·        Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

·        Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и ЗОЖ.

·        Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.

·        Обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в УВП.

·        Организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т.п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования ЗОЖ коллектива школы, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Для решения поставленных задач необходим комплексный подход, поэтому в школе проводятся  мероприятия, способствующие сохранению здоровья школьников по следующим направлениям:

Педагогическое направление:

Учебный процесс по предметам строится на основе здоровьесберегающих образовательных технологий, которые являются адаптивными к любому ученику независимо от его индивидуальных физиологических и психических особенностей и способностей:

·        технология организации познавательной, исследовательской деятельности по приобретению учениками новых знаний;

·        технология самостоятельного построения учеником деятельности по решению практических задач;

·        технология обобщения и схематизации учеником подлежащего усвоению учебного материала в виде опорных таблиц и опорных карт;

·        технология проведения учеником самоконтроля, самооценки и самокоррекции выполняемой им деятельности.

В результате у каждого ученика наблюдается:

Физическое состояние:

1.     отсутствие переутомления и усталости

2.     снижение случаев общего недомогания, головной боли, расстройства желудка.

3.     Отсутствие нарушений со стороны ЦНС

4.     Повышение работоспособности

5.     Ощущение посильности в усвоении учебного материала.

Психическое состояние:

1.     Наличие психологической комфортности. Отсутствие тревожности и страха

2.     Раскованность в выполнение любой учебной деятельности

3.     Ощущение успешности и продвижения вперед

4.     Отсутствие психоэмоциональных перегрузок.

 

Центр содействия здоровью обеспечивает оптимизацию образовательного процесса определяющего здоровье как цель, объект, результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

Медико-физиологическое направление:

Определяя это направление работы, мы исходим их того, что школа – не медицинское учреждение и подменять собой фукнции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровье конкретных учеников и использовать эту информацию при организации индивидуальной и деффиренцированной работы с учащимся. Для этого сотрудники «Центра содействия здоровью»  и медицинские работники школы участвуют в проведении

Коррекционно-профилактических мероприятий:

·        витаминизация питания школьников;

·        комплексное медицинское обследование в рамках Национальной программы «Здоровье»;

·        питьевой режим;

·        диспансеризация школьников;

·        прививки;

·        занятия с социальным педагогом;

направленных на сохранение и укрепления здоровья школьников. 

Проводят мониторинги:

·        на каждого ребенка;

·        по группам здоровья;

·        по заболеваниям;

·        по физической подготовленности;

в ходе которых выявляются:

Одним из важных  вопросов здоровьесбережения является здоровье учителей. Большая учебная нагрузка, нехватка времени для профилактики здоровья, отсутствие материальных возможностей для санаторного лечения – вот далеко не полный перечень условий, подрывающих здоровье педагогов, чей средний возраст приближается к пенсионному.

Принимаемые меры  для сохранения и укрепления физического здоровья учащихся:

·        снижение поведенческих рисков (организация дежурства учителей, инструктаж по технике безопасности, уроки ОБЖ, оформление в каждом кабинете уголка здоровья);

·        физкультурно-оздоровительная работа (динамические паузы, физкультминутки, активизация спортивной работы во второй половине дня);

·        организация питания (98% охват учащихся   питанием, разработка сбалансированного рационального меню, наглядная агитация, активизация усиление контроля, соблюдение питьевого режима).

·        охрана органов зрения и дыхания (гимнастика для глаз, соблюдение режима использования компьютерной и видеотехники в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178 -2 , соблюдение режима проветривания);

   Физкультурно-оздоровительные направление:

 Способствует рациональной организации двигательного режима школьников, физическому развитию и повышению адаптивных возможностей детского организма.

В режиме учебного дня проводились:

·        Уроки физической культуры (для учащихся специальной группы, проводилась теоретическая работа с учащимися).

·        Спортивная работа в режиме (секции –баскетбола, волейбола, футбола, шахмат, подвижные игры для учащихся начальной школы, работа тренажёрного центра.)

·        спортивные соревнования (проведены внутришкольные первенства среди классов по баскетболу, футболу, волейболу, пионерболу, весёлым стартам, лыжным гонкам.

        

 Зарница, День Здоровья, Весёлые старты, «А, ну-ка, Парни!», Спортивный праздник на Масленицу, День Победы, Шахматный турнир района, Спортивны праздники семьи и др.)

·        физкультминутки на уроках (Каждый учитель проводит проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета)

·        дни здоровья

·        организация подвижных перемен, динамических часов в начальной школе Социальное направление:

           Задачи:

·        содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей  условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

·        оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

·        содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

·        реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;

·        развитие индивидуальных возможностей детей на каждом возрастном этапе;

·        создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками, с другой – создание для каждого ребенка на всех этапах его развития ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

·        оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и учителям.

Развитие школьников невозможно без роста творческого и нравственного потенциала,  без развития их потенциала и способностей. Формирование этих качеств происходит в школьные годы. Поэтому на первый план работы школа ставит развитие и формирование личности и индивидуальности учащихся, создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника. С этой целью систематически проводятся:

·        профилактика и предупреждение возможного неблагополучия в интеллектуальном и личностном развитии школьников, контроль соблюдения благоприятного психологического климата в школе.

Просветительское направление:

 

·        дни отказа от курения; уроки здоровья;

·        участие в акциях «Молодежь против наркотиков»,

·        лекции для мальчиков и девочек по вопросам личной гигиены, семейного воспитания, проводимые медицинскими работниками поликлиники;

·        классные часы «Здоровый образ жизни» с использованием аудиовизуальных средств;

·        работа волонтерского движения «Белые Вороны»

·        лекции для родителей, обучающихся в рамках родительского всеобуча по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

·        индивидуальное консультирование педагогами-психологами учащихся, их родителей и учителей по вопросам сохранения психологического здоровья.

Несмотря на достаточно большой объём проводимой работы сотрудниками Центра содействия здоровью (ЦЗ) по сохранению и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, следует отметить существование некоторых проблем, решение которых и станет первоочередными задачами на следующий  учебный год:

·        организация работы ЦЗ по созданию здоровьесберегающей среды в школе должна стать целенаправленной и системной. Для этого следует выделить школьные факторы риска и используя необходимые формы здоровьесберегающей работы, найти способы их устранения.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ   ТЕХНОЛОГИИ

УСТРАНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА

 

Школьные факторы

риска

Способы устранения

школьных факторов риска

Формы

здоровье-

сберегающей работы

Методы

и организационные подходы

Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды

Административный контроль соблюдения требований СанПиН;

повышение уровня материально-

технической базы ОУ

Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования

Дополнительное привлечение внебюджетных средств

Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки

Оптимизация образовательного пространства (ОП);

создание комфортных условий среды;

соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий

Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников;

расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства

Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков;

создание кабинетов психологической разгрузки, тренажерных залов, игровых комнат, «беспарточных» классов

Низкая двигательная активность (гиподина-мия)

Повышение эффективности физического воспитания;

разработка и реализация режима повышенной двигательной активности

Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок

Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании уроков;

увеличенное количество уроков физкультуры (до 3-5 ч в неделю);

«динамические позы» на уроке за партами-

конторками;

занятия в спортивных секциях, ДЮСШ, туризм, спортивные соревнования;

тренинговые и релаксационные занятия и т. д.

Неадекват-ные возможно-стям обучающихся методы обучения, недифферен-

цированный уровень требований

Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся;

индивидуальный дифференцированный подход к обучению

Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения;

индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки;

гибкие формы режимов и учебных планов

Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов;

личный выбор обучающимися блочно-модульных систем УП;

имитационно-

моделирующие обучающие игры;

проектная деятельность школьников

Стрессовые психолого-

педагогические факторы (дезадапта-ция, дидактоге-ния)

Педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия всех участников ОП;

медико-психолого-

педагогическое сопровождение учающихся

Тьюторство;

ценностно-

ориентированная система воспитания;

дополнительное образование

Диагностика,

консультирование,

тренинги,

психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая)

Временные или стойкие нарушения здоровья обучающихся

Профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия

Физкультурно-

оздоровительная работа; лечебно-

профилактические процедуры

витамино-профилактика,

ароматерапия, фитотерапия и т. п.

Отсутствие культуры здоровья

Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Лекции, беседы;

разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жизни для обучающихся;

просветительская работа с родителями и учителями

Урочная и внеурочная система обучения;

клубная деятельность;

игровые формы воспитания;

лектории для педагогов и родителей;

фильмотеки;

библиотеки;

консультации специалистов

 

 

·        разработка и внедрение в УВП комплексной программы «Здоровье» на 2013-2014годы с учетом специфики образовательного учреждения;

·        разработка и внедрение в УВП комплексной программы инклюзивного образования на 2011-2014 годы;

·        организация работы клуба «Здоровья» с целью привития обучающимся культуры здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни;

·         создание системы ВШК по всем направлениям работы ЦЗ;

·        Тесное взаимодействие всех служб школы по созданию здоровьесберегающей среды.