До сих пор среди нашего населения бытуют стереотипы,
описанные
в так называемой «обличительной» литературе конца XIX -начала XX века. Купец - непременно невежественный самодур. Крестьянин - нищий, голодный и тоже
невежественный. Да! Конечно, встречались и такие типы, но только как отдельные личности. В целом же предприниматели из крестьян, особенно родившиеся в последней
четверти XIX-го столетия, представляли собой людей совершенно иной формации. В публикуемой ниже
статье приводятся любопытные факты о распространении в «лапотной» России легковых автомобилей.
Вязниковский уезд Владимирской губернии являлся обычным провинциальным уездом средней части России, в нем жили обычные русские люди, и поэтому события, происходившие в нем, характерны и для других уездов. В 1913 году там насчитывалось 12 легковых автомобилей. Большинством из них владели крестьяне-фабриканты.
Появление нового вида транспорта не стало неожиданностью для провинции. Темп жизни, даже и вне города, ускорялся. Требовались более частые выезды в уездный центр, на
железнодорожные станции и речные пристани. Конная упряжка этого темпа уже не выдерживала.
Первыми владельцами легковых автомобилей в уезде были молодые предприниматели. Характерно, что они самостоятельно и досконально изучали устройство и особенности «самодвижущихся повозок», быстро освоили техническое обслуживание и даже мелкий ремонт машин.
Из предпринимателей уезда первым купил автомобиль Василий Васильевич Бузин. Фабрика братьев Бузиных размещалась в д. Степанцево - вдали и от города, и от железнодорожной станции.
Бузины остановили свой выбор на небольшом четырехместном автомобиле немецкой фирмы Н.А.Г. Этот автомобиль имел расстояние между колесами, равное ширине колеи русской телеги. Ктомуже, весил он немного и две лошади свободно вытаскивали его из любой грязи.
Однако езда по колее телеги себя не оправдала. Попадая колесами в слишком глубокую колею, машина застревала, мощность мотора, всего 12 л.с, была явно недостаточной.
Несмотря на все это, автомобилем Бузины с успехом пользовались и даже один раз ездили в Нижний Новгород. Всех устраивала хорошая вместимость автомобиля. При поездке на лошадях в подобном случае грузились или на два тарантаса или на старомодный рыдван -что было очень непрестижно.
По примеру Бузиных, такой же автомобиль купили Малинины из деревни Лукново. Эксплуатация сразу двух автомобилей
одинаковой конструкции окончательно выявила их недостатки. Оказалось, что кроме слабого мотора, Н.А.Г. имел непрочные переднюю и заднюю подвески.
После Бузиных и Малининых обзаводиться авто начали и другие предприниматели уезда. Автомобиль в семье стал определенным показателем солидности фирмы.
Семья Пашениных купила в Москве 15-сильный «Даррак» с колеей более широкой, чем тележная. Эту машину благополучно перегнали в деревню и некоторое время, без особых хлопот, использовали для деловых и личных поездок по уезду.
Но «Даррак» имел неудачную
конструкцию коробки передач, в результате чего быстро изнашивались зубья шестерен. Неправильным был также и расчет скоростей. Для проселков и даже небольших песчаных подъемов первая скорость оказывалась избыточной,
мотор глох, пассажирам приходилось выталкивать автомобиль из песка. Непрочными оказались также задние полуоси; при нагрузках они скручивались.
Пашенины решили заменить этот автомобиль на другой, с более сильным мотором.
В это время в Москве фирма «Г. Марк и К°» открыла магазин-гараж по продаже и обмену подержанных и новых автомобилей. Пашенины обменяли там, с небольшой доплатой, свой «Даррак» на подержанный «Грегуар» с мотором в 18 л.с.
Этот автомобиль имел такие же недостатки, что и предыдущий. И все же он честно прослужил четыре года, до самой революции, сразу после которой был реквизирован. Перегон обобществленного «Грегуара» из деревни Паустово в Вязники выглядел символично. Приехавший шофер не смог разобраться в системе зажигания, автомобиль прицепили к телеге и таким способом доставили в город.
Проникновение автомобилей в жизнь городов и, особенно, в сельскую местность, тормозилось некоторыми обстоятельствами, характерными именно для нашего уклада жизни. Одно из них - многочисленное конское поголовье, имевшееся в стране. Лошади были очень пугливы и боялись всего, что быстро двигалось, гремело и сверкало. Поэтому при встрече с «железным чудовищем» они часто переставали слушаться кучеров и мчались от страха, не разбирая дороги. Экипажи перевертывались, калеча людей и портя грузы. Отношение к владельцам автомобилей у сельского населения становилось враждебным.
Не добавляли взаимных симпатий и встречи со стадами скота. Испуганные коровы и овцы разбегались по лесу и зарослям
кустарника. Пастухи полдня собирали их обратно, а это нарушало привычный ритм жизни животных. Крестьяне жаловались на уменьшение надоев молока. На погашение подобных конфликтов автолюбители тратили значительные суммы.
Случались и опасные ситуации, прямо угрожавшие жизни
автовладельцев. Однажды разъяренный бык пытался опрокинуть и растоптать маленький автомобиль Н.А.Г. Малининых. Однако водитель проявил завидное
хладнокровие. Он повысил обороты мотора и стал сигналить клаксоном. Бык испугался шума и убежал.
Эксплуатация автомобилей обходилась очень дорого. В 1910 году бензин стоил 4 руб. 50 коп. за один пуд (16 кг). Одна покрышка стоила 80 руб., одна камера - 20 руб. К тому же их качество оставляло желать лучшего - за одну поездку из Нижнего
Новгорода в Москву и обратно покрышки полностью изнашивались. По климатическим условиям автомобиль работал примерно с 15 мая по 15 октября, то есть всего в течение пяти месяцев. Для зимнего времени, по-прежнему, содержали лошадей.
За эти пять месяцев расходовалось 25 пудов бензина (500 л), который получали из Москвы по железной дороге в бочках через фирму М.Ф. Ручкина.
Много денег тратили на покупку покрышек и камер. За один сезон выходило из строя 5-6 покрышек и до 10 камер. Причем дело было не только в плохой резине. Очень часто автомобилистам сознательно вредили крестьяне. Битое стекло, бутылки, гнутые гвозди и другие режущие и колющие предметы попадались на деревенских дорогах
повсеместно.
Всего за сезон стоимость эксплуатации автомобиля «Грегу-ар»,например, составляла 1000-1200 руб. Напомним, что пуд ржи стоил 80 копеек.
При обслуживании автомобиля только наемным трудом, его содержание превышало 2000 рублей в год.
Любопытно, что автомобилями в уезде интересовались не только предприниматели, но и крепкие крестьянские семьи. Так, в деревне Волченки (12 верст от г. Вязники) жила семья
Большаковых. В летнее время хозяин оставлял дом на своих взрослых сыновей, а сам уезжал в крепкой телеге на хорошей лошади в Сибирь, в Кулундинские степи, торговать иконами, которые брал в Мстере и Холуе. (На рубеже веков в Кулундинских и Барабинских степях окрепли русские переселенцы и они охотно покупали иконы).
В 1909 году Большаков отправил своих сыновей в Москву
за автомобилем. Те досконально, по-крестьянски, разобрались в типах авто, нашли недорогого шофера, вместе с ним купили подержаный «Грегуар» и приехали в свою деревню. По дороге шофер обучил их практическому вождению и обслуживанию автомобиля. Ехали не спеша, триста верст за четыре дня, но это была хорошая школа.
К лету будущего года Ефим и Иван (так звали сыновей Большакова) полностью разобрались в конструкции автомобиля и уехали на нем в Сибирь торговать иконами.
Еще через два года семья построила в деревне Осинки небольшую льнопрядильную фабрику. Все это время «Грегуар» честно служил своим хозяевам. Однако с постройкой фабрики поездки в Сибирь прекратились, автомобиль продали и завели хороших рысаков и экипажи.
^появлением автомобилей
связаны и анекдотические ситуации в жизни уезда. В 1906-1907 гг. предводителем уездного
дворянства был некто Неронов. Он очень любил, чтобы в обществе говорили о его персоне. По этой причине позволял себе иногда весьма своеобразные поступки.
Когда во Владимире появились первые автомобили, он решил, что и ему надо иметь автомобиль. Неронов нанял ловкого
мастерового, дал ему деньги и отправил в Москву для покупки парового автомобиля. Ему нужен был именно паровой автомобиль, так как никто еще на таком чуде не ездил.
Этот умелец исполнил наказ. Неронов нанял его в качестве личного шофера, поручив возить себя по городу туда-сюда. Однако умелец в автомобилях разбирался плохо, парового двигателя не знал. И Вязники стали для чудо-автомобиля своеобразной
западней. Город стоит на холмах, дороги там имеют крутые подъемы. А паровой автомобиль, оказалось, не в состоянии
преодолеть эти кручи.
Тогда Неронов, используя свое положение предводителя, обязал владельца местной гужевой конторы выделять телегу с парой лошадей для буксировки его транспортного средства на вершины холмов. Процедура затаскивания полутора десятков лошадиных сил на гору с помощью двух превращалась в своего рода цирковое представление и стала любимым зрелищем жителей города.
Закончилось все это строгим внушением Неронову со стороны губернатора, который обвинил уездного предводителя в дискредитации дворянского достоинства. Неронов подчинился воле начальника и перестал использовать бесплатно лошадей-тягачей. Однако свои деньги платить не хотел и продал автомобиль, к большому сожалению
горожан.