Народные промыслы саамов
Кольского полуострова
План работы:
1.Вступление:
«Моя малая Родина-
страна Лапландия»
А) Природа Лапландии.
Б) Саамы-
талантливый народ.
2.Основная
часть. Народные промыслы и прилкадное искусство
саамов.
А) Обработка оленьих шкур.
Б) Пошив одежды, обуви, головных уборов.
В) Вышивка бисером и оловянной нитью.
Г) Изготовление замши и шитьё сумочек из
неё.
Д) Изготовление пуговиц, сувениров из
кости.
Е) Вязание и плетение игерстяной
нитью.
Ё) Изготовление саней.
3.
Заключение. Саам живет в гармонии с природой, любит её и бережёт.
А) В древние времена.
Б) В
современном мире.
Я и все мои предки жили и живут на Кольском
полуострове. Это Земля, которая называется страной Лапландией.
Лапландия- край
суровый, но нежный и прекрасный для меня. Это необыкновенно красивые
белоснежные наряды зимнего леса.
Это долгожданная весна и морошковое лето,
край осенних красок.
Красные, жёлтые ,
оранжевые- просто золотые листья берёз и осин завораживают взгляд каждого
человека, а саама в особенности, т.к для него это колыбель, мать, отличный дом,
где каждая береза, каждый кустик и травинка, словно родные. И берёг саам свою Лапландию. Прадед мой Александр Иванович
Герасимов мог
Саам всегда живёт в единении с природой,
и природа одарила этот народ талантами и
способностям. Я горжусь президентом, политиком и борцом за права молочисленного саамского народа Афанасьевой Ниной
Елисеевной, обожаю таланты саамской писательницы Большоковой
Надежды Павловны. Очень много у саамов одарённых преподавателей, среди которых
«Отличник народного образования» Юрченко Зинаида Ильинечна
(г. Мурманск). Моя бабушка Яковлева Роза Ивановна была не только учителем и
директором Лопарской начальной школы, но и научным сотрудником Московского
Лингвистического института есть среди саамов врачи, учёные, корреспонденты- всех просто не перечислить.
Но мне надо рассказать о народных промыслах,
о мастерах саамского прикладного искусства. Чтобы оленеводу сшить теплую, непромокаемою одежду, нужно обработать оленью шкуру. Это
непосильный физический труд. Для того чтобы жесткую сухую шкуру, койбы превратить в мягкую замшу, нужно её мочить, мять, выделывать
специальными инструментами. Никогда саамы не замачивали шкуры в озере или в
реке, а находили болото в глухих зарослях. Отходы от выделки в основном
сжигались или закапывались в землю.
Занимались и занимаются изготовлением одежды
и обуви. Шить они учились с малых лет. Это умение считалось в Лапландии большим
достоинством. Готовые вещи женщины укрошали полосками
цветного сукна и вышивали бисером. Это работа требовала большого искусства.
И так, нужно сшить шубу-печок.
Он шился из оленьей шкуры мехом наружу. Носили его как
и женщина, так и мужчины. Головной убор саама- зимняя
шапка, покрытая зеленым и красным цукном,
спереди расшитая бисером, а сзади
украшенная лисьим хвостом. Обувались древни саамы в
яры, пришитые к кожаным штанам, длинные меховые сапоги с загнутыми к верху
носами. Яры шились из узких чередующихся полосок светлой и тёмной кожи.
Существовал и другой вид обуви- каньги-
мягкие полусапожки. Зимние каньги
шились из меха, летние из кожи. У моей бабушки есть
очень красивые каньги, подаренные ей финскими
саамами.
С конца 19 века на костюм и приклодное искусство саамов стало оказывать влияние
искусство пришедших на Кольский полуостров коми- ижемцев. В
результате этого на смену печку пришла
малица зимняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь, а каньги и яры были вытяснены
пимами и бурками.
Традиционная женская одежда платье из суконной ткани, орнаментированная
бисером, аплекации
цветной мазайкой. Так же в одежде присутствует
большой шёлковый платок с широкой коймой и бахромой,
накинутый на плечи или поверх шамшуры.
Шамшура- женский головной убор и
перевязка девячьий. Чёткий выразительный орнамент
бисером по сукну на шапочках, гармоничное цветовое решение, сочетания бисера и
сукна делает шапочки необыкновенно красивыми.
Вышивка бисером у саамских мастериц
настоящая сокровищница национального искусства.
В наше время бисером расшивают саамские
головные уборы Королёва Елена
Семеновна(г.Мурманск), Хващенок Мария Фадеевна(с.Ловозеро) Мозолевская Анастасия Елисеевна и многие другие. Я видел у
оленеводов расшитую бисером на сукне, а на упряжи вырезные пренижи и пуговицы из кости. Современный мастер из Апатит Захаров Сергей делает из
кости кожи для масла, броши, сувениры.
Необыкновенные дамские сумочки из замши
шьет и украшает бисером Мария Николаевна
Калмыкова(с.Ловозеро).
Неоднократно её изделия экспонировались на выставках по городам России и за
рубежом.
А Лидия Владимировна Большунова
шьет сумочки не только из замщи, а ещё и из рыбьей кожи.
Литература используемая в работе.
1. Н.П. Большокова «Жизнь,
обычаи, и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем»
2. Ю. Парфемцева «Чудеса
Заполярья на уроках творчества»
3. «Кольские саамы»
4. Педагогическая энциклопедия Мурманской области.
Герасимов Глеб