ПОЛОЖЕНИЕ
о
внутришкольном контроле
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовые положением
об общеобразовательном учреждении, Государственными стандартами образования,
Федеральной целевой, программой развития образования в РФ на 2006—2010 годы,
уставом школы и регламентирует осуществление должностного контроля.
1.2.
Регулирование
взаимоотношений между участниками образовательного процесса при проведении
внутришкольного контроля осуществляется в порядке, установленном настоящим
Положением о внутришкольном контроле в школе.
1.3.
Внутришкольный
(должностной контроль) - основной источник информации для анализа состояния
общеобразовательного учреждения, достоверных результатов деятельности
участников образовательного процесса. Должностной контроль - это проведение
руководителем общеобразовательного учреждения, его заместителями наблюдший,
обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей
компетенции за соблюдением всеми участниками учебно-воспитательного процесса
законодательных и иных нормативных актов РФ, региональных и городских структур
образования, общеобразовательного учреждения в области образования.
Учителя,
воспитатели, руководители и представители общественных организаций и
объединений школы могут привлекаться к контролю в виде разовых поручений
директора в соответствии с планом работы школы на основании приказа о школе.
1.4.
Для
объективной оценки деятельности работы школы, всех участников УВП необходимо
соблюдение условий: наличие критериев измерения деятельности участников
учебно-воспитательного процесса; соотнесение измерителей результатов реализации
основным задачам управления; наличие эффективной методики диагностирования
состояния школы, квалифицированной интерпретации полученных результатов; учет
фактора негативного воздействия внешней среды на результаты деятельности
учебного заведения.
2.
Цели внутришкольного контроля
2.1.
Реализация
принципов государственной политики в области образования.
2.2.
Соблюдение
конституционных прав граждан на образование и социальные гарантии участников
образовательного процесса.
2.3.
Оценивание
результативности овладения каждым обучающимся государственными образовательными
стандартами.
2.4.
Анализ
и прогнозирование положительных или отрицательных тенденций развития системы
образования в школе и сопоставление их с действительным состоянием системы
образования в городе, республике.
2.5.
Повышение
эффективности результатов деятельности коллектива школы.
2.6.
Совершенствование
механизма управления качеством и результативностью образования в школе.
3.
Задачи внутришкольного контроля
3.1.
Осуществление
контроля над исполнением регионального законодательства в области образования,
целевых республиканских, областных и городских программ развития образования.
3.2.
Анализ
реализации приказов, иных локальных актов школы, принятие мер по их соблюдению
и совершенствованию.
3.3.
Анализ,
диагностика и прогнозирование перспективных, значимых для школы направлений
развития образовательного процесса.
3.4.
Анализ
и оценка результативности работы коллектива и отдельных учителей, приведшей к
достигнутому или ведущей к ожидаемому результату:
-
изучение
опыта работы каждого учителя, выявление его сильных и слабых сторон,
определение затруднений, в преодолении которых он нуждается;
-
поддержка
творческого поиска учителя и помощь ему в самоутверждении среди коллег;
-
проверка
выполнения каждым работником школы служебных обязанностей и поручений по
выполнению плана работы школы;
-
контроль за реализацией
учителями и учащимися своих прав, отраженных в уставе школы;
-
контроль за достоверностью
данных первичного учета и анализа, развития школьников, во-первых, и за умением
учителей вести первичный учет и анализ (диагностику), во-вторых.
3.5.
Изучение
состояния и выявление результативности осуществления образовательного процесса,
условий получения образования, иных направлений деятельности школы, выявление
положительных и отрицательных тенденций в их развитии и принятии мер по устранению
негативных тенденций.
3.6.
Поиск,
сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки решений, предложений
по совершенствованию системы образования в школе. Выявление и обобщение
положительного педагогического опыта, упреждение от использования малоэффективных
педагогических технологий.
3.7.
Подготовка
экспертных материалов к аттестации педагогических работников.
3.8.
Контроль за осуществлением
координационных связей взаимодействия как внутри школы, так и школы с
внешкольными образовательными учреждениями и общественными организациями.
3.9.
Контроль за работой по
организационному, научно-методическому, финансово-хозяйственному и кадровому
обеспечению педагогического процесса, своевременностью и качеством выполнения
намеченного.
3.10.
Изучение
эффективности управления школой, педагогической и прагматической обоснованности
принятых и принимаемых решений, отношения членов коллектива к различным
аспектам управленческой деятельности.
4.
Объекты внутришкольного контроля
4.1.
Объектами
внутришкольного контроля являются исполнение нормативных актов, объединенных в
три группы, и содержание образования:
-
законодательные
и нормативные акты прямого действия: Законы РФ, включая Трудовой и Гражданский кодексы, Указы Президента РФ; решения
Правительства РФ, регулирующие отношения в системе образования; решения
субъекта федерации, регулирующие отношения в учреждениях образования города;
-
ведомственные
нормативные документы: приказы Министерства образования РФ, приказы
департамента образования и городского управления образованием;
-
локальные нормативные акты школы:
приказы, положения, инструкции, правила; деятельность структурных компонентов
образовательного процесса, регулируемые уставом и (или) локальными актами школы
(методические объединения учителей, классных руководителей, творческие группы и
др.); объединения учащихся (классные собрания, ученические комитеты, другие
формы), родительские комитеты классов и школы.
4.2.
Объекты
содержания образовательного процесса, финансово-хозяйственной или иной
деятельности:
-
реализация
утвержденных образовательных и воспитательных программ и их результативность;
-
обеспечение
учащихся образовательными стандартами;
-
методическое
обеспечение образовательного процесса;
-
выполнение
единых требований к организации образовательного процесса;
-
объективность
оценки знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с установленными
нормами, соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации, учета текущей
успеваемости учащихся;
-
ведение
школьной и ученической документации по школе;
-
обеспечение
охраны жизни и здоровья учащихся;
-
организация
общественного питания и медицинского обслуживания детей;
-
сохранность
и эффективность использования материальных ценностей ответственными лицами.
-
работа
подразделений школы (пришкольного участка, мастерских и др.).
5.
Функции должностного лица, осуществляющего контроль
5.1.
Определение
методов проверки в соответствии с тематикой и объемом проверки.
5.2.
Оценивание
состояния преподавания учебных предметов.
5.3.
Координирование
совместно с проверяемым педагогическим работником срока и темпа освоения обучающимися образовательных программ.
5.4.
Отслеживание
результативности письменных проверочных работ по учебным предметам.
5.5.
Оценивание
методического обеспечения образовательного процесса.
5.6.
Организация
предварительного собеседования с педагогическим работником по тематике
контроля.
5.7.
Оценивание
самоанализа педагогического работника об уровне освоения программного
материала, обоснованность этой информации.
5.8.
Оценивание
внеклассной работы педагогического работника с обучающимися.
5.9.
Отслеживание
условий проведения учебных и вне-учебных занятий по предмету.
5.10.
Оформление
в установленные сроки анализа проведенной проверки.
5.11.
Оценивание
деятельности педагогического работника при проведении аттестации.
5.12.
Оказание
или организация методической помощи педагогическому работнику в реализации
предложений и рекомендаций, данных во время проверки.
5.13.
Отслеживание
устранения замечаний, недостатков в работе, данных во время проведения
контроля.
5.14.
Принятие
управленческих решений по итогам проведенного контроля.
6.
Права проверяющего
6.1.
Привлечение
к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа
деятельности проверяемого педагогического работника.
6.2.
Получение
(по договоренности) текстов проверочных работ из методкабинета города.
6.3.
Использование
тестов, анкет, согласованных со школьным психологом.
6.4.
Внесение
предложений о поощрении педагогического работника по итогам проверки, о
направлении его на курсы повышения квалификации.
6.5.
Определение
рекомендаций по изучению опыта работы педагога в методическом объединении для
дальнейшего использования другими педагогическими работниками.
6.6.
Вынести
предложение педагогическому совету: принять решение о предоставлении
педагогическому работнику «права самоконтроля».
6.7.
Перенос
сроков проверки по просьбе проверяемого, но не более
чем на месяц.
7.
Ответственность проверяющего
Ответственность предусматривается за:
-
тактичное
отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
-
качественную
подготовку к проведению контроля деятельности педагогического работника;
-
ознакомление
с итогами контроля педагогического работника до вынесения результатов на
широкое обсуждение;
-
срыв
сроков проведения проверки;
-
качество
проведения анализа деятельности педагогического работника;
-
соблюдение
конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического
работника при условии устранения их в процессе контроля;
-
доказательность
выводов по итогам контроля.
8.
Организация внутришкольного контроля
8.1.
Организационными
видами контроля являются:
По целям:
-
Диагностирующий.
-
Ознакомительный
и т. д.
По содержанию:
-
Тематический.
-
Фронтальный.
По объектам:
-
Персональный.
-
Общешкольный
и т. д.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с
планом-графиком контроля в школе, обеспечивая периодичность и рациональное
использование рабочего времени администрации и работников. Сроки проверки
доводятся до педагогического коллектива в начале учебного года.
Оперативные проверки возможны в целях установления
фактов и проверки информации об отклонениях от нормативных требований,
урегулирования и предотвращения конфликтных ситуаций в отношениях между
участниками образовательного процесса, принятия оперативных управленских
решений. Их организация возможна без предварительного предупреждения.
Административный контроль осуществляется в форме
надзора за исполнением решений вышестоящих органов, управления образованием,
приказов, иных локальных актов школы, а также в форме проверки успешности
обучения учащихся в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточных
зачетов, установленных администрацией.
Аттестация как комплексное изучение деятельности
педагогического работника проводится в соответствии с Действующим положением о
ней.
Тематический контроль предполагает глубокое изучение
какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения,
группы, МО, одного учителя или классного руководителя.
Фронтальный контроль необходим для всестороннего
изучения коллектива, группы или одного учителя
8.2.
В
школе могут использоваться такие формы контроля: персональный,
классно-обобщающий, предметно-обобщающий, комплексный, ревизия, самоконтроль,
взаимоконтроль, общественный контроль, взаимоанализ,
рецензия общественный экспертный анализ и др.
Персональный контроль предполагает изучение и анализ
педагогической деятельности отдельного учителя, в ходе которого изучает
соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации
профессионализму и продуктивности.
Классно-обобщающий контроль направлен на получение
информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.
Предметно-обобщающий контроль
используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного
предмета в одном классе, в параллели классов, или в школе.
Комплексный контроль используется при осуществлении
контроля за организацией изучения ряда учебных
предметов в одном или нескольких классах.
8.3.
Контроль
осуществляется в соответствии с планом работы школы, где указываются конкретные
цели, объекты, виды, формы, сроки и продолжительность контроля.
8.4.
Методами контроля являются:
документальный контроль, экспертиза, наблюдение, тестирование, контрольные
срезы, интервьюирование участников образовательного процесса, анкетирование,
хронометраж и др.
8.5.
Средства контроля: печатные (памятки,
схемы анализа уроков и воспитательных мероприятий, анкеты, тесты,
диагностические карты и др.), технические (видеоматериалы, электронные
презентации).
8.6.
Продолжительность
комплексного, индивидуального контроля не может быть более 10, тематического - 5
дней.
8.7.
Периодичность
и виды контроля определяются администрацией школы самостоятельно на учебный год
по мере необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел
и результатах деятельности работников и доводятся до коллектива.
8.8.
Посещение
уроков, других учебных и внеклассных мероприятий с учащимися проводится в
соответствии с расписанием занятий школы. Количество посещаемых уроков и
занятий в период контроля деятельности одного работника не может превышать 5.
Работник, деятельность которого контролируется, должен быть извещен не позже 7
дней до начала контроля.
8.9.
В
необходимых случаях с целью надзора могут быть организованы внеплановые
проверки, о чем работники должны быть информированы не позднее 1 дня до начала
проверки.
8.10.
Основанием
для контроля являются:
-
план-график
контроля по школе;
-
заявление
работника, в том числе на аттестацию;
-
обращение
учащихся, их родителей (законных представителей) по поводу нарушения в области
образования.
9.
Освобождение от внутришкольного контроля
9.1.
Педагогические
работники могут быть освобождены от контроля их деятельности на определенный
срок по решению педагогического совета школы, которое закрепляется приказом
директора школы.
Конкретные сроки
освобождения работника от контроля устанавливаются директором школы.
9.2.
Ходатайство
об освобождении работника от контроля может исходить от самого работника,
научно-методического совета, научно-методического объединения, администрации
школы, педагогического совета школы, родительских и других общественных
объединений.
9.3.
Педагогический
работник, освобожденный от контроля, выполняет свои служебные обязанности на
«полном самоконтроле» или на «частичном самоконтроле».
9.4.
Условиями
перевода работника в режим «полного или частичного самоконтроля» могут быть:
-
присвоение
высшей квалификационной категории («Почетные работники образования» и т. д.);
-
наличие
среди учащихся призеров предметных республиканских, международных олимпиад,
конкурсов, выставок, слетов или победителей спортивных соревнований за
последние три года;
-
высокие
результаты по итогам единого национального тестирования за последние два года
(не менее 2/3 учащихся показывают степень обученности не ниже «4»);
-
высокие
результаты по итогам внешнего инспектирования и т. д.
10.
Документация
Документация включает:
-
план
внутришкольного контроля;
-
отчет
о выполнении внутришкольного контроля;
-
доклады,
сообщения на педагогическом совете, совете общеобразовательного учреждения,
родительском комитете и др. органах самоуправления общеобразовательного
учреждения;
-
журнал
контроля или справки, акты по проверке.
Документация
хранится в течение 5 лет в учебном заведении.