Татаринова Татьяна Владимировна,
МОУ СОШ пгт.
Молочный
Экологическое воспитание
младших школьников
в системе работы классного
руководителя
Сегодня, как никогда повышается значение экологических
знаний, так как они необходимы не только для конкретной личности, но и для
человечества в целом, для сохранения жизни на Земле. Одна из важнейших задача современной
школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками
экономного, бережного использования природных ресурсов.
Главными целями экологического воспитания являются:
·
Воспитание
эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
·
Воспитание
ответственности за собственные поступки.
·
Формирование
целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни,
труда и отдыха человека.
Задачи классного
руководителя.
1. Формировать экологическую культуру учащихся начальных
классов.
2. Выполнение заданий:
·
наблюдение;
·
чтение и
обсуждение литературы
·
проведение игр.
3. Создание условий для экологического воспитания в
классе:
·
организация
уголка природы;
·
выставочного
уголка;
·
подбор
литературы, фотографий.
4. Подбор растений и уход за ними.
5. Работа с родителями:
·
экологическое
просвещение родителей;
·
выполнение
домашних заданий.
6. Участие в диагностике по заданию эколога (опрос детей
по готовым тестам)
Экологическое воспитание будет эффективным в том
случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные
теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с
помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель
экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природой.
С 1998 года проводится совместная работа по
экологическому воспитанию ДОУ № 38 пгт Молочный и Молочненской СОШ. В
2000 году осуществили проект «Прекрасное своими
руками», украсили территорию школы цветами, на пришкольном участке были
высажены кусты шиповника, смородины и лекарственные растения.
Ежегодно весной и осенью учащиеся работают на
пришкольном участке: освобождают территории от мусора, листьев; ухаживают за
растениями; подкармливают птиц осенью и зимой. Учитель – носитель экологической
культуры. Он знакомит ребят со способами общения с природой, формирует умение
наблюдать окружающий мир природы и вещей.
Живое общение с природой стимулирует интерес к ее изучению
и способствует эстетическому воспитанию. Одновременно воспитывается чувство
любви к родному краю.
Особое место в экологическом воспитании отводится
экскурсиям. Выделяем III этапа
проведения экскурсии:
I этап – подготовительный.
Учитель выбирает место экскурсии, намечает конкретные
объекты, на которые обращается внимание, затем подбирает необходимую информацию
об этих объектах из книг. Создает настроение, напоминаем правила поведения.
II этап – проведение экскурсии.
Четко определяется цель и план проведения. В качестве
экскурсовода может выступить сам учитель, учитель биологии, специалист
народного хозяйства. Важно заинтересовать детей своим выступлением.
III этап – обсуждение увиденного.
Что видели, что больше запомнилось, рассмотреть
предметы, которые нашли.
Тематика экскурсий:
·
«В осеннем лесу»
·
«В гости к
рябинке»
·
«Кто не знает
речку Колу»
·
«Как вода в дом
попадает» (экскурсия на водоканал)
В практике работы используются игры экологического
содержания. Об игре как средстве воспитания писали многие отечественные
педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский и другие. Игра – любимое занятие младших
школьников. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребенок
должен усвоить определенные знания. В
современной литературе и практике различают творческие игры и игры с правилами.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную
последовательность действий.
Среди игр с
правилами различают группы игр:
1. Подвижные игры:
·
спортивные игры:
состязания простые; состязания с вещью.
Эти игры можно организовать на улице, на экологической
тропе, на экологическом празднике.
2. Дидактические:
·
настольно-печатные
(лото, домино, разрезные картинки, кроссворды).
·
словесные
игры – упражнения, игры-загадки, игры-викторины («Звездный час», «Поле чудес»,
«Счастливый случай»).
3. Сюжетно-ролевые игры: (спектакль,
заочное путешествие)
Эти игры хорошо использовать для закрепления правил
поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности. Игры учат детей
сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход
из различных экологических ситуаций.
Знания большинства взрослых людей об экологических
проблемах крайне ограничены. Осуществлять экологическое образование родителей
труднее, чем детей. Необходимо
познакомить родителей с целями, задачами экологической работы. Целесообразно
провести анкетирование родителей, определить
их мнение по следующим вопросам:
- Экологическая
ситуация в нашем районе.
- Влияние
окружающей среды на здоровье человека.
- Придерживаетесь
ли вы правил экологически грамотного
поведения на отдыхе? В быту?
- Избегаете ли посещение мест, расположенных вблизи
источников экологической опасности?
- Уверены ли, что летом вы купаетесь, ловите рыбу в
чистой реке?
- Используете ли химические препараты на огороде,
дома?
- Представляете ли вы
последствия применения этих препаратов для собственного здоровья и
здоровья своих детей.
Итоги анкетирования подводятся на родительском
собрании «Экологические ситуации в нашем
районе», планируется выступление преподавателя ОБЖ по данной проблеме. Главная
задача родителей – поддержать интерес к природе, поощрять экологически грамотные
поступки детей.
Эффективно использовать в практике экологического
воспитания такую форму работы как озеленение территории школы, поселка.
Сотрудничество
классного руководителя с библиотекой
является основой гармоничного развития каждого ученика. В арсенале учителя,
работающего по формированию экологической культуры младшего школьника, используются следующие формы совместной работы с библиотекой:
- Книжные выставки: «Дом по имени Земля», «В мире
заповедной природы», «Природа просит защиты».
- Игры: «Саамской тропой Лапландского леса» (Приложение
№ 1).
- Литературное путешествие «Тундра, моя тундра».
- Классные часы: «Красная книга Мурманской
области», «Лапландский заповедник».
- Выпуск экологических газет
- Экологические праздники: День леса (18 сентября), День Земли (22 апреля), Праздник цветов (Приложение № 2).
- Экологическая декада «Без экологии друзья, нам прожить
никак нельзя».
Любить природу может лишь тот, кто ее знает и
понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к
природе надо с самого раннего детства.
Литература:
1. Экология: Познавательная энциклопедия – М., 1994г.
2. Рянжин С.В. «Экологический букварь» - СПб, 1994г.
3. Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» - М., 2002г.