Программа
«Преемственность»
Появилась
необходимость организации единой методической системы, с решением проблемы
преемственности и непрерывности между детскими садами, начальной школой. Это
позволило создать модифицированную программу «Преемственность».
Цель: - всестороннее развитие детей, позволяющее им в
дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Данная
программа позволяет:
-
осуществление
непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного,
начального и основного образования;
-
уменьшение
негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.
Целью дошкольного
этапа являются гармоничное развитие воспитанников и формирование у них
школьной зрелости, т.е. интеллектуальной, эмоциональной и социальной
готовности к обучению в начальной школе.
Целями этапа
начального общего образования являются формирование представлений обучающихся
о природе, обществе, человеке, соответствующему современному уровню знаний, и
приоритетное осуществление интеллектуального развития личности.
Задачи:
1.
Создание единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало
усвоение младшими школьниками социокультурных ценностей.
2. Обеспечение
условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и
развития индивидуальности каждого ребенка.
Программа состоит из
следующих курсов:
- Курс «Родное слово» - нацелен на разностороннее
развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции
развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления,
координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей
руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс
ведет подготовку к обучению чтению и к обручению письму.
- Курс "Математические ступеньки"
направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять
указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные
характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы,
проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
- Курс "Зеленая тропинка" основывается на
коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих и краеведческих представлений. В основу
подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные
эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме.
- Курс "Искусство и культура"
направлен на самоактуализацию детской души в процессе
погружения в мир культуры и искусства своего народа, на становление личности
ребенка на основе национальной культуры. Курс способствует развитию у детей:
художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и
инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Занятия
организованы на базе школы 1 раз в неделю ( суббота) в течение всего учебного года. Проводится 3 занятия по 20 - 25 минут с перерывом 5 – 10 минут. Подготовка к обучению
начинается с 1 октября и заканчивается в середине мая.
К завершению подготовки к обучению дети
должны:
-
правильно
произносить звуки;
-
выделять из слов
звуки;
-
отчетливо и ясно
произносить слова;
-
выделять слова и
предложения из речи;
-
соблюдать орфоэпические
нормы произношения;
-
раскрывать смысл
несложных слов;
-
давать описания
знакомого предмета;
-
знать названия
однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где
предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и
устно обозначить результат числом;
-
знать название
основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их,
находить их прообразы в окружающей действительности;
-
проводить
простейшие логические рассуждения и простейшие
мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие;
проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные
закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
-
распознавать на
рисунках и в природе изученные растения и животных;
-
перечислять в
правильной последовательности времена года;
-
иметь первоначальное
представление о красоте родной природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ С БУДУЩИМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
1. |
Развитие речи. |
Совершенствование культуры речи. Обучение правильному литературному произношению звуков |
|
Математика. |
Счёт предметов и фигур. |
|
ОМ |
Рассказ о себе: адрес, мои родители. |
2. |
Развитие речи. |
Упражнение в дифференциации звуков на слух. Развитие звукового дыхания. |
|
Математика |
Сравнение групп предметов. |
|
ОМ |
Знакомство со школой. |
3. |
Развитие речи. |
Совершенствование звуковой культуры речи. Произношение слов согласно орфоэпическим нормам. |
|
Математика. |
Сравнение фигур по форме. |
|
ОМ |
Я живу в Заполярье. |
4. |
Развитие речи. |
Упражнение и развитие артикуляции: обучение детей чёткому произношению слов и фраз; формирование умений менять силу, высоту голоса (сила, интонация, темп речи, паузы). |
|
Математика. |
Сравнение фигур по размеру. |
|
ОМ |
Россия- Родина моя. Названия городов, рек. |
5. |
Развитие речи. |
Обучение правильному использованию интонационных средств: высота, громкость. |
|
Математика. |
Длинный, короткий, высокий, низкий. |
|
ОМ |
Москва- главный город страны. Символы страны. |
6. |
Развитие речи. |
Отрабатывать дикцию: учить
чётко и отчётливо произносить слова на основе сказок(
пересказ сказок с опорой на иллюстрации). |
|
Математика. |
Узкий, широкий, длинный, короткий. |
|
ОМ |
Сезонные изменения в природе. |
7. |
Развитие речи. |
Эмоциональная окраска слова, интерес к слову на основе стихотворения. |
|
Математика. |
Пространственные отношения: справа, слева, правее, левее. |
|
ОМ |
Этажи леса: Деревья, кустарники, травы. |
8. |
Развитие речи. |
Правильное употребление слов по смыслу, подходящие к данной ситуации. |
|
Математика. |
Пространственные отношения: внизу, вверху, выше, ниже. |
|
ОМ |
Перелётные и зимующие птицы. |
9. |
Развитие речи. |
Многозначность слов (обогащение бытового, природоведческого словаря детей). |
|
Математика. |
Классификация предметов по цвету. |
|
ОМ |
Дикие и домашние животные |
10. |
Развитие речи. |
Переносное значение слов(правильное понимание переносного значения слов). |
|
Математика. |
Устная нумерация: названия и последовательность. Числа от 1 до 5. |
|
ОМ |
Что на грядке растёт? |
11. |
Развитие речи. |
Выработка умения слышать и исправлять речевые ошибки. |
|
Математика. |
Понятие: цифра и число. |
|
ОМ |
Классификация овощей и фруктов. |
12. |
Развитие речи. |
Диалогическая речь (формировать умение вести диалог между учителем и ребёнком, между детьми, учить быть корректными и доброжелательными собеседниками). |
|
Математика. |
Чтение и сравнение чисел от 1 до 5. |
|
ОМ |
Кто живёт в реке, океане. |
13. |
Развитие речи. |
Монологическая речь (учить
содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, описывать
устно окружающий мир: цветы, зверей, деревья и др.). |
|
Математика. |
Цифры и числа 6-10. |
|
ОМ |
Аквариумные рыбки. |
14. |
Развитие речи. |
Составление текста по сюжетным
картинкам. |
|
Математика. |
Прямой и обратный счёт. |
|
ОМ |
Режим дня. |
15. |
Развитие речи. |
Пересказ текста с опорой на
картинки. |
|
Математика. |
Простые геометрические фигуры:
прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. |
|
ОМ |
Правила личной гигиены. |
16. |
Развитие речи. |
Предложение. Составление
предложений. |
|
Математика. |
Видоизменение геометрических
фигур. Составлять из малых форм большие
(моделирование). |
|
ОМ |
Занятия спортом. |
17. |
Развитие речи. |
Выделение предложений из
текста. |
|
Математика. |
Арифметические знаки +, -. |
|
ОМ |
Правила личной гигиены. |
18. |
Развитие речи. |
Упражнение в согласовании слов
в предложении. |
|
Математика. |
Решение задач на + и -. |
|
ОМ |
Транспорт. Виды транспорта. |
19. |
Развитие речи. |
Сказка «Лиса и журавль».
Пересказ. Картины художника Васнецова
к сказкам. |
|
Математика, |
Понятие больше, меньше,
столько же. |
|
ОМ |
Профессии людей. |
20. |
Развитие речи. |
Составление рассказа о зиме.
Картины русских художников о зиме. |
|
Математика. |
Сравнение предметов по массе:
тяжелее, легче, такой же. |
|
ОМ |
Игра «Кто-
где живёт». |
21. |
Развитие речи. |
Разучивание считалок. Игры- физкультминутки. |
|
Математика. |
Закономерность. Продолжи ряд. |
|
ОМ |
Игра «Большие и маленькие». |
22. |
Развитие речи. |
Разучивание чистоговорок,
скороговорок. |
|
Математика. |
Пространственно-временные
отношения. |
|
ОМ |
Моя семья. |
23. |
Развитие речи. |
Заучивание стихотворения. |
|
Математика. |
Понятие увеличить, уменьшить. |
|
ОМ |
Что нас окружает дома. |
24. |
Развитие речи. |
Пересказ прочитанного текста. |
|
Математика. |
Составление простых задач с
опорой на наглядность. |
|
ОМ |
Изменения в природе весной.
Картины великих художников о весне. |
25. |
Развитие речи. |
Звук. Выделение звуков в
слове. |
|
Математика. |
Занимательные задачи в стихах. |
|
ОМ |
Комнатные растения и уход за
ними. |
26. |
Развитие речи. |
Деление слов на слоги(учить детей делить двусложные и трёхсложные слова с
открытыми слогами: на-ша, Ма-ша,
ма-ли-на, на части). |
|
Математика. |
Решение простейших задач. |
|
ОМ |
Звери и птицы Кольского
полуострова. |
27. |
Развитие речи. |
Игры со словами. Подготовка пишущей руки к письму с помощью обведённых по контуру узоров и рисунков предметов различной конфигурации. |
|
Математика |
Преобразование фигур по размеру и цвету. |
|
ОМ – письмо |
Цветы. Рисуем букет для мамы. |
28. |
Развитие речи. |
Расскажи сказку. |
|
Математика |
Составление рисунков с использованием трафаретов. |
|
Письмо. |
Штриховка предметов. |
29. |
Развитие речи. |
Инсценирование сказки. |
|
Математика |
Раскладывание чисел на два меньших (в пределах 10). |
|
Письмо. |
Знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, ручки, карандаша при работе в тетради. Работа в ограниченном пространстве. |
30. |
Развитие речи. |
Пересказ прочитанного учителем текста. |
|
Математика |
Знакомство с монетами достоинством 5,10, копеек; 1,2, 5,10 рублей. |
|
Письмо. |
Прямые и наклонные линии. |
31. |
Развитие речи. |
Деление слов на слоги. Учить составлять слова из слогов. |
|
Математика |
Решение простых задач. |
|
Письмо. |
Моделирование букв из элементов. |
32. |
Развитие речи. |
Заучивание стихотворения. |
|
Математика |
Математические игры. |
|
Письмо. |
Знакомство с контуром предмета и его особенностями. Рисование по представлению. |
Математика |
32 ч |
Развитие речи |
32 ч. |
Окружающий мир + письмо |
32 ч. |
|
96 часов |