Изобразительное искусство и художественный труд
Пояснительная записка
Программа
составлена на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений
(Москва, 2004г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006г.
Основные положения курса согласуются
с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи,
связанные с:
– формированием общего представления о культурно-материальной среде;
– формированием эстетического компонента личности;
– начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе
деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка
в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность.
Задачи курса:
• расширение общекультурного кругозора учащихся;
• развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в
собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно
эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения
социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы
для практической реализации замысла.
Программа состоит из трёх блоков. Основополагающим является культурологический
блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором
данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. В
нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности,
основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен
на формирование творческого восприятия произведений изобразительного
искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические
идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание
обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества,
составной частью которых являются знания технологических основ умений и
компонентов художественно-изобразительной деятельности.
Важной составной частью
практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов
пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;
б) отдельных приемов изобразительной
деятельности;
в) основных технологических приемов и
операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям
младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения
целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические
работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Содержание учебного материала
№ |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Жизнь и искусство. |
29часов |
2. |
Гармония во всём. |
27часа |
3. |
« Давным-
давно…» |
10часов |
|
Итого |
66 часов |
Экскурсий- 1 час.
Требования к уровню
подготовки обучающихся
К концу
учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях:
эстетический идеал, эстетический вкус, мера, гармония, соотношение, часть и целое,
сцена.
По трудовой деятельности должны знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства
и назначения;
-
конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
-
названия и назначения ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила
работы ими;
-
технологическая последовательность изготовления несложных деталей: разметка,
резание, сборка, отделка;
-
способы разметки сгибанием, по шаблону;
-
способы соединения с помощью клея ПВА;
- виды
отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами.
Должны уметь:
-организовывать
рабочее место и поддерживать порядок
на нём во время работы, правильно работать с
ручными инструментами;
- с
помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности;
-
самостоятельно определять количество деталей, выполнять экономную разметку
деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей,
использовать пресс для сушки изделий.
По
художественно- творческой
изобразительной деятельности должны
знать:
-
особенности материалов ( изобразительных и
графических), их возможности для создания образца; компоненты изобразительной
деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент;
плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Должны уметь:
-
реализовывать замысел образца с помощью полученных на уроках изобразительного искусства
знаний в связи художественно- творческой и трудовой деятельности.
Учебно- методическое обеспечение
1.О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Прекрасное рядом с тобой. Учебник- тетрадь для 1 класса.- М.: Баласс, 2005.
2. О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Прекрасное рядом с тобой. Рабочая тетрадь для 1 класса.- М.: Баласс, 2005.
3.О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Прекрасное рядом с тобой. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2002
4.Л.В. Бакланова. Поделки из природных материалов. Тула: « Родничок», 2008.
5.М.И. Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги.- Ярославль: Академия Холдинг.2001.
6.Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. Ярославль.«Академия развития. 2001.
Информационно- техническое обеспечение
1. «Мышка Мия.
Юный дизайнер.» PCCD
2. «Трое из
Простоквашино. Дядя Фёдор учится рисовать». PCCD
3. «Уроки
рисования с профессором Раскраскиным.» PCCD
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |