Математика
Пояснительная записка
Программа составлена на основании Примерной Программы
общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004г.) на
основе регионального базисного учебного
плана ( 2006г.)
В
основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования,
соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и
уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В
основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Цели обучения -развивающее обучение.
Основная
цель обучения математике состоит в
формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей
системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе
учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и
непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения
образования;
–
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления,
характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни
в обществе;
–сформировать умение учиться;
– сформировать представление об
идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания
окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
–сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
У детей необходимо сформировать
прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть
доведены до автоматизма.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий:
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных
понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется
практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной
основе в результате практического оперирования конечными предметными
множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В
результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия
«число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе
счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и
арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации
деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа
десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе
математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой
арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения
операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и
терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее
обращения.
Важное значение при изучении операций над числами
имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное
овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на
запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного
характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и
включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы
работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства
обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их
практические приложения:
–коммутативный
закон сложения и умножения;
–ассоциативный закон сложения и умножения;
–дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются
на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование
вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы
вычислений.
Наиболее важное значение в курсе математики начальных
классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное –
научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений,
в ходе решения задач, выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных
приемов используются различные предметные и знаковые модели..
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них
учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов
школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и
таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически
используются различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению
детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают
разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это
позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между
компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой
формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и
уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение
школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования
у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования
невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах
человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной
последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения
навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование
станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот
неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации.
Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений
построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач
современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность
тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных
и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления
различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы
представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. При изучении
арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами
сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении
дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на
всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных
понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей
необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина,
масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и
явлений окружающей нас жизни, а также умение
выполнять измерение величин.
Формирование представления о
каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои
особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют
место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный
опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным
сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины
и с измерительным прибором;
4)формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в
единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах
двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении
величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные,
сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа
практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности
создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности
для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при
формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие
закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой,
связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных
видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится
простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором
строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий,
связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами
и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма
трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи
является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык
математики (построение математической модели), математическое решение, а затем
анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить
достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных
способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность
изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим,
алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами
математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными
способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания
учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в
начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет
научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути
реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи,
построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного
решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум
основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и
ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является
использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении
некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи
между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для
расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений
и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных
классах, начиная с первых уроков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением
геометрических фигур и измерениями.
Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при
изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и
соответствующим учебником.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их
составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы
составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи
геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное
разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для
детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности
обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников
представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях
(кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их
элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур
и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на
клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур,
следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых
фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих
упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при
изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических
методов, и особенно практические работы.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление
геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание,
моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и
несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию
приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование
представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
•на классификацию фигур;
•на
выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
•на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и
составление ее из других фигур;
•на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие
задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться
чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо
предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков
письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов
формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения,
равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих
понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением
арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться
математической терминологией и символикой.
С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных
способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и
др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи.
Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче,
познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать
решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой
деятельности.
Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят
практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую
очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми
способностями к абстрактному мышлению.
6. Нестандартные и занимательные задачи.
В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится
ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах
обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать
эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных
нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое
количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию
мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из
затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их
математических способностей невозможно без использования в учебном процессе
задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых
головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов,
задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других,
предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять
теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно
проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить
примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета
«по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты
учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию.
Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии
несколько ступеней, стадий, уровней.
Сложность содержания материала,
недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к
необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от
линейного пути его изучения.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу
обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому
изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и
доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит, развитие
имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не
происходит отрицания того, что учащийся знает.
Программой
предусмотрено 7 резервных часов, которые распределены следующим образом:
в
раздел « Текстовые задачи» добавлено 2 часа;
в
раздел «Величины» добавлено 2 часа;
в
раздел « Уравнения» добавлено 2 часа;
в
раздел « Повторение» добавлен 1 час
Разработаны
9 уроков «Повторение»
Содержание
учебного материала
Программа
рассчитана на 4 ч в неделю, всего 132 ч
Общие понятия
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение,
расположение, количество. Математические свойства. Сравнение предметов по
свойствам. Основные отношения между предметами: больше –
меньше, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху –
снизу, слева – справа. Совокупности предметов или фигур, обладающих общим
свойством. Составление совокупности по заданному
свойству (признаку). Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей.
Знаки >и < . Соединение совокупностей в одно
целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Связь между сложением
и вычитанием совокупностей. Переместительное свойство сложения. Названия
компонентов сложения и вычитания. Зависимость результатов этих действий от
изменения компонентов. Установление равночисленности двух совокупностей с помощью
составления пар. Порядок.
Число как результат счета
предметов. Сложение, вычитание и сравнение чисел (разностное). Числовой
отрезок. Величины и их измерение. Сложение и вычитание величин, аналогия со
сложением и вычитанием совокупностей. Натуральное число как результат измерения
величин. Укрупнение единиц счета и измерения. Аналогия между десятичной
системой записи чисел и десятичной системой мер. Уравнения вида
а + х = b, а – х = b, x
– a = b, решаемые на основе
соотношений между частью и целым. Поиск закономерностей. Таблицы.
Числа и операции над ними
Числа и цифры от 1 до 9.
Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями точек, костями домино,
точками на числовом отрезке и т.д.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и
вычитание чисел, взаимосвязь между ними. Наглядное изображение сложения и вычитания
с помощью совокупностей предметов и на числовом отрезке. Переместительное свойство сложения чисел. Названия компонентов сложения и
вычитания. Наблюдение зависимости
между компонентами и результатами сложения и вычитания. Равенство и
неравенство чисел. Отношения между числами (_, _, >, <). Предыдущее
и последующее число. Количественный и порядковый
счет. Ряд чисел (натуральный).
Изображение чисел точками
отрезка. Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка. Таблица
сложения. Чтение, запись и нахождение числового значения выражения (без скобок).
Сравнение выражений. Римские цифры. Алфавитная нумерация. Волшебные цифры.
Разностное сравнение чисел (больше на... меньше
на...).
Простые задачи на сложение,
вычитание и разностное сравнение чисел, их графическая интерпретация. Задачи,
обратные данным.
Нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.Нуль. Десяток.
Состав числа 10. Счет десятками. Наглядное изображение десятков. Запись круглых
чисел и действий с ними. Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных
чисел. Запись и чтение двузначных чисел. Сравнение двузначных чисел. Сложение и
вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Сложение и вычитание
однозначных чисел с переходом через десяток. Решение простых и составных задач
на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. Построение
графических моделей текстовых задач.
Геометрические фигуры и величины
Распознавание
геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, шар, цилиндр,
конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение фигур по форме и размеру
(визуально). Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Фигуры на
клетчатой бумаге. Подсчет числа клеточек и других частей, на которые разбита
фигура. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии. Замкнутые и
незамкнутые линии. Области и границы. Отрезок. Ломаная. Многоугольник, его
вершины и стороны. Величины: длина, масса, объем (вместимость) и их измерение.
Единицы измерения в древности и в наши дни. Сантиметр, дециметр, килограмм,
литр. Наблюдение зависимости между величинами.
Формы текущего, промежуточного и
итогового контроля.
Текущий контроль:
· проверка домашнего задания;
· проверка заданий для самостоятельных
работ;
· проверка заданий для контрольных работ.
Итоговый контроль:
· итоговая контрольная работа.
Примерное
тематическое планирование для 1 класса (1–4)
4 ч в неделю,
всего 132 ч
№ уроков по плану (по учебнику) |
Тема часов |
Кол-во часов |
I четверть (36 часа) |
||
1–3 (ч. I, уроки 1–4) |
Свойства
предметов (цвет, форма, размер, материал и др.). Сравнение предметов по
свойствам. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник |
3 |
4–7 (ч. I, уроки 5–8) |
Группы
предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение. Знаки = и
≠ |
4 |
8–11 (ч. I, уроки 9–12) |
Сложение и
вычитание групп предметов |
4 |
12–15 (ч. I, уроки 13–15) |
Связь между
частью и целым. Пространственно-временные отношения: выше–ниже,
спереди–сзади, слева–справа, раньше–позже и др. Порядок. Счет до 10 и
обратно |
4 |
16–25 (ч. I, уроки 16–25) |
Числа и цифры
1–4. Состав, сложение и вычитание в пределах 4.Отношения: шире–уже,
толще–тоньше и др. Шар, конус, цилиндр. Числовой отрезок |
10 |
26–34 (ч. I, уроки 26–34) |
Числа и цифры
5–6. Состав, сложение и вычитание в пределах 6. Равенство и
неравенство чисел. Знаки > и < |
9 |
35–38 (ч. I, уроки 35–36) |
Точки и
линии. Области и границы. Компоненты сложения и вычитания Числа и цифры
7–9. Состав, сложение и вычитание в пределах 9. |
2 |
II четверть (28часов) |
||
35–38 (ч. I, уроки 37–38) |
Точки и
линии. Области и границы. Компоненты сложения и вычитания Числа и цифры
7–9. Состав, сложение и вычитание в пределах 9. |
2 |
39–53 (ч. II, уроки 1–13) |
Отрезок и его
части. Ломаная линия, многоугольник. Выражения.
Таблица сложения |
15 |
54–60 (ч. II, уроки 14–22) |
Число 0.
Сложение, вычитание и сравнение с нулем. Части фигур. Соотношение между целой
фигурой и ее частями. Равные фигуры |
7 |
61–71 (ч. II, уроки 23–30) |
Задача.
Решение задач на нахождение части и целого. Взаимно обратные задачи. Разностное
сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение |
4 |
III четверть (38 часов) |
||
61–71 (ч. II, уроки 31–36) |
Задача.
Решение задач на нахождение части и целого. Взаимно обратные задачи. Разностное
сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение |
7 |
72–81 (ч. III, уроки 1–10) |
Величины.
Длина, масса, объем. Свойства величин. Составные задачи на нахождение целого
(одна из частей не известна) |
10 |
82–90 (ч. III, уроки 11–17) |
Уравнения с
неизвестным слагаемым ,вычитаемым, уменьшаемым,
решаемые на основе взаимосвязи между частью и целы |
9 |
91–100 (ч. III, уроки 18–25) |
Укрупнение
единиц счета. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части (целое
не известно). Счет десятками. Круглые
числа. Дециметр |
8 |
IV четверть (32 часов) |
||
91–100 (ч. III, уроки 26,27) |
Укрупнение
единиц счета. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части (целое
не известно). Счет десятками. Круглые
числа. Дециметр |
2 |
101–110 (ч. III, уроки 28–37) |
Счет
десятками и единицами. Название и запись чисел до 20. Нумерация двузначных
чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел |
10 |
111–120 (ч. III, уроки 38–45) |
«Квадратная»
таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток |
10 |
121–132 (Повторение) |
Итоговое
повторение. Переводная и
итоговая контрольные работы |
10 |
Требования к уровню подготовки учащихся
1 класса
(базовый уровень)
Знать:
термины: точка, линия,
прямая, кривая, отрезок, ломаная, луч;
цифры, при помощи которых
записываются числа;
знаки сравнения;
название всех однозначных
чисел;
знаки и термины, связанные со
сложением и вычитанием:
(+, -, сумма, значение суммы,
слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
название чисел второго
десятка, круглые двузначные числа;
переместительный закон
сложения;
таблицу сложения в пределах
получения числа 9;
линии замкнутые, незамкнутые,
угол, многоугольник, четырехугольник. прямоугольник, квадрат, круг;
термины: уравнение, корень
уравнения.
Иметь
представления:
×
о натуральном
числе;
×
о линиях: прямой,
кривой, ломаной, луче, отрезке;
×
о натуральном
ряде чисел и его свойствах;
×
об отрезке
натурального ряда;
×
о математическом
смысле операций сложения и вычитания;
×
о связях между
сложением и вычитанием;
×
о взаимном
расположении точек и линий на плоскости;
×
об особенности
числа нуль;
×
об уравнении как
равенстве, содержащем неизвестное число;
×
об угле и его
видах;
×
о многоугольниках
и их классификации по числу углов;
×
о замкнутых и
незамкнутых линиях;
×
о смысле решения
уравнения;
×
о связи между
уравнениями;
×
об изменении
значения суммы и разности при изменении одного компонента.
Уметь:
выделять различные признаки
сравнения групп предметов по отношению «много- мало»,
«больше- меньше», «столько же»;
ориентироваться в
пространстве и на плоскости;
прочитать и записать любое
однозначное и двузначное число;
выполнять сложение и
вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне
автоматизированного навыка;
выполнять сложение и
вычитание однозначных чисел с переходом через десяток, используя таблицу
сложения;
решать уравнения вида х+а=в, а+х=в различными способами ( подбором,
движением по натуральном ряду, при помощи таблицы сложения, вычитанием);
установить отношения между
любыми изученными числами и записывать эти отношения при помощи знаков
сравнения;
восстановить сюжет рассказа
по серии рисунков;
чертить лучи, отрезки;
ломаные, углы, многоугольники и обозначать их буквами;
определять длину отрезка при
помощи линейки;
находить в окружающем мире
знакомые плоскостные и пространственные фигуры;
сравнивать числа, записывать
и читать равенства и неравенства; находить значения сумм и разностей отрезков
заданной длины при помощи измерительной линейки;
выражать длину отрезков в
разных единицах измерения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для обогащения жизненного
опыта;
решения
практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
установления связи между
предметами;
сравнения объектов по разным
признакам;
поиска дополнительной
информации для решения практических задач.
Учебно
– методическое обеспечение
Учебники:
1.
Петерсон
Л.Г. «Математика» 1 класс в 3-х ч., М., «Баллас»,
2008г.
2.
Петерсон
Л.Г. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 1 класса» выпуск
1, варианты 1,2, М., «Ювента», 2008г.
Методическая
литература:
1.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В , Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы
для нач. кл. В 2 ч.- 3-е
изд.-М.: Просвещение, 2008г.
2.
Бут Т.В. Математика. 1 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.Г. Петерсон
для четырёхлетней начальной школы)- Волгоград: Учитель, 2005
Дополнительная
литература:
1. Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам
литературного чтения и математики в 1-4
классах- Волгоград: Учитель, 2006.
2. Волина В.В. Праздник числа(Занимательная математика для детей): Книга для учителей и
родителей- М.: Знание, 1999г.
3. Узорова
О.В «Книга
«3000 примеров по математике. (Сложение и вычитание в пределах 10). 1 класс.
«Конт» АСТ, 2007г.
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 300 задач по математике. 1 класс Серия: Как
научиться быстро считать Издательства: АСТ, Астрель,
Материально-техническое обеспечение
1. Класс
с мультимедиа установкой
2. Магнитофон
Информационно – техническое
обеспечение
ЦОР
1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние
задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий»,
2009
2. Математика Тренажёр к учебнику Л.Г. Петерсон 1класс. группа «Марко Поло», - Екатеринбург:
2009г.
3. Супердетки: Тренировка арифметических способностей.
Увлекательная развивающая игра для детей
CD-ROM Издатель: Новый Диск, Разработчик: MultiSoft
4. Уроки математики
(Домашний тренажёр для учеников 1-4 классов). «Я учусь решать задачи». –М : «1С», 2009г.
5. «Начальная
школа, 1-4 классы». ООО «Кирилл и
Мефодий»
6. Электронное
учебное пособие к учебникам математики Л.Г. Петерсон для
1-4 классов 2.4«Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.