Обучение грамоте

Пояснительная записка

Программа составлена на основании Примерной программы общеобразовательных    учреждений ( Москва, 2004 г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006г.

Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи. В курсе обучения грамоте выделяются определенные линии развития детей в рамках предмета «русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

-  овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений, слушания и говорения;

           -            расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
овладение грамматическим строем речи;

-  овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

-   овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
приобретение и систематизация знаний о русском языке;

-  раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой;
воспитание средствами русского языка;

-  формирование у детей чувства языка.

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

2)    состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);

3)    грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4)    лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается  формирование у детей типа правильной читательской деятельности- умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

Работа с текстом.

В работе с текстом выделяется три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1.Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске. Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2.Чтение заглавия, рассматривание иллюстраций к тексту. Ставится задача: прочитать и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уроке содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух  по предложениям или абзацам.

2. Учитель задаёт уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются или уточняются значения слов.

3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа.

III. Работа с текстом после чтения

1. Вопросы учителя ко всему тексту. Беседа по проблемному вопросу.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание предложения, инсценирование).

 

Содержание учебного материала

 

На изучение данного курса отводится  207 часов за учебный год ( 9 часов в неделю)

Добукварный период 36 часов

Задачи добукварного периода – развитие фонематического слуха, умение вычленять звуки из слова, производить слого- звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся такие понятия  слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами ( котик, котёнок, игрушка)., рисовать схему слова, составлять предложение по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добукварный период ведётся подготовка к обучению письму ( раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание маленьких букв.

Букварный период ( 171 час)

В букварный период ведётся  работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется ориентацией на позиционный принцип чтения ( ориентация на букву гласного звука; с учётом сходства внешнего облика букв, наличие в них общих элементов.

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко – буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать  способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму  проводится анализ письменного и печатного образца буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

 

Раздел

Количество часов

1.

 « Говорим, рассказываем…»

36 часов

2.

« Учим буквы, учимся читать»

171 час

 

Итого

207 часов

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

- называть звуки. из которых состоит слово ( гласные- ударные и безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные);

-не смешивать понятия « звук» и «буква»;

- делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости ( обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;

- правильно читать слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Должны знать:

- алфавит;

- элементы соединения букв;

- правила:

 написания слов с безударной гласной в корне;

- списывания;

- правило о заглавных буквах;

-правило переноса слов с буквой й в середине слова;

- написание удвоенной согласной.

 

Учебно- методическое обеспечение

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются учебником для первоклассников

1. Букварь, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина . М., Баласс,2009г

2, О.В. Пронина, комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» М., Баласс, 2009

3 Методическое пособие для учителя: «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой). М., Баласс, 2005

4. Чтение и обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной « Моя любимая Азбука». Ч. I/ авт.- сост. С.В. Николаева.- Волгоград: Учитель, 2008

5. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В Волина.- М.: Просвещение.1991

6. Г.Г. Мисаренко. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «Оникс 21 век», 2004.

Информационно- техническое обеспечение

 

 

1. «Энциклопедия 2005. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.» CD

2. « Супердетки + Тренировка быстрого чтения» CD

 

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz