Обучение грамоте
Пояснительная записка
Программа составлена на основании Примерной программы
общеобразовательных учреждений (
Москва, 2004 г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006г.
Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи. В курсе обучения грамоте выделяются определенные линии развития детей в рамках предмета «русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:
-
овладение
грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений, слушания и
говорения;
- расширение активного, пассивного и
потенциального словаря детей;
овладение грамматическим
строем речи;
-
овладение
орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
-
овладение навыками и умениями понимания и
анализа текстов разных
видов;
приобретение и систематизация знаний о русском
языке;
-
раскрытие
для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой;
воспитание средствами
русского языка;
-
формирование
у детей чувства языка.
Цель курса
обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной
личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звуковой состав и обозначение звуков
буквами;
2) состав слова (корень, приставка, суффикс);
образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов,
глаголов - с помощью
приставок);
3) грамматическое значение (на какой
вопрос отвечает слово);
4) лексическое значение (что обозначает
слово, с какими словами сочетается
в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности- умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Работа с текстом.
В работе с текстом выделяется три этапа:
1.Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске. Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2.Чтение заглавия, рассматривание
иллюстраций к тексту. Ставится задача: прочитать и проверить свои
предположения.
II. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уроке содержания.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям или абзацам.
2. Учитель задаёт уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются или уточняются значения слов.
3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа.
III. Работа с текстом после чтения
1. Вопросы учителя ко всему тексту. Беседа по проблемному вопросу.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование,
словесное рисование, придумывание предложения, инсценирование).
Содержание учебного материала
На изучение данного курса отводится 207 часов за учебный год ( 9 часов в неделю)
Добукварный период 36
часов
Задачи добукварного периода – развитие фонематического слуха, умение вычленять звуки из слова, производить слого- звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся такие понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами ( котик, котёнок, игрушка)., рисовать схему слова, составлять предложение по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добукварный период ведётся подготовка к обучению письму ( раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание маленьких букв.
Букварный период (
171 час)
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется ориентацией на позиционный принцип чтения ( ориентация на букву гласного звука; с учётом сходства внешнего облика букв, наличие в них общих элементов.
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко – буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ письменного и печатного образца буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
№ |
Раздел |
Количество часов |
1. |
« Говорим, рассказываем…» |
36 часов |
2. |
« Учим буквы, учимся читать» |
171 час |
|
Итого |
207 часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
- называть звуки. из которых состоит слово ( гласные- ударные и безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные);
-не смешивать понятия « звук» и «буква»;
- делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости ( обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
- правильно читать слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Должны знать:
- алфавит;
- элементы соединения букв;
- правила:
написания слов с безударной гласной в корне;
- списывания;
- правило о заглавных буквах;
-правило переноса слов с буквой й в середине слова;
- написание удвоенной согласной.
Учебно- методическое обеспечение
Обучение грамоте и
пропедевтический курс русского языка
обеспечиваются учебником для первоклассников
1. Букварь, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.
Пронина . М., Баласс,2009г
2, О.В. Пронина, комплектом прописей в 5-ти
тетрадях «Мои волшебные пальчики» М., Баласс, 2009
3 Методическое пособие для учителя: «Уроки
обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные
пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой). М., Баласс, 2005
4. Чтение и обучение грамоте. 1 класс: поурочные
планы по учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеевой, О.В. Прониной « Моя любимая Азбука». Ч.
I/ авт.- сост. С.В.
Николаева.- Волгоград: Учитель, 2008
5. Занимательное
азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В Волина.- М.: Просвещение.1991
Информационно- техническое обеспечение
1. «Энциклопедия 2005.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.» CD
2. « Супердетки + Тренировка
быстрого чтения» CD
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным
школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета
«Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации
для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к
школе. |