Пояснительная записка
Программа составлена на основании
Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва,
Знакомство
с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к
миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего
мира. Современные школьники отличаются
любознательностью и большей информированностью.
Эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина
состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и
явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький
человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его
непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация
коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и
книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего
дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В
результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об
окружающем мире. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким
образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и
удовлетворить любопытство учащихся, а с другой-
обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же
нужно учить, чтобы достичь обеих целей? Для этого существует один выход. Средством
воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной
картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых
знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых
первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ
на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят
с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого
явления природы и хозяйства человека в мире.
Для
решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие
специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации
изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов,
которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут
складываться целостные представления об окружающем мире. Это, в свою очередь,
не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как ее трудно
ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А
значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского
мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Школьников
знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему,
охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие
понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но
формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую
часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины
мира позволит придать творческий исследовательский характер
процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы,
уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребенка
целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать
незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется,
но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом Единственный способ – ежедневно и ежечасно
помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек
должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим
поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет
поступать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить
разумно и осмысленно мы должны. Регулярно
объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. У
него при этом постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения.
Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может
научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он
испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом,
еще одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии
развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и
патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счете поможет ему найти ответ на вопрос:
«Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек –
общество». Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с
природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать
природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми
главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного
самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к
позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем
надеяться на то, что наш ученик способен воспользоваться картиной мира.
Деятельностный
подход- основной способ получения знаний.
Традиционно
в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования –
«вложить знания в голову детей».. Поэтому
процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта.
Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать
полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные
ситуации. Решение проблемных
творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом
разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются
единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано
или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с
целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как
будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае пользуется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса.
Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята
могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же
время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и
составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики.
Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала,
которые ученики могут и должны усвоить.
Таким
образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать
окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения
учебно-познавательных и жизненных задач.
Контроль за
усвоением знаний. Любая дидактика
предполагает контроль над усвоением знаний. Без знаний, полученных школьниками,
эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на
занятиях по окружающему миру.
Во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на
практике. Поэтому, прежде всего, разнообразные полученные школьниками знания
должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный
опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку
материал:
1. Оценка усвоения знаний
осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих
тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания
требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные
знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Такого рода использование
знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной
картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно
весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все
необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение
понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Очень
важно, чтобы объем заданий учитель определял, исходя из уровня знаний своих
учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и
рабочих тетрадях (принцип минимакса).
2. Оценка усвоения
знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и
правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения
нового материала учитель проводит блиц-опрос важнейших понятий курса и их
взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой
темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимое для решения
возникшей проблемы содержание. Преимущество такой проверки знаний состоит в
том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым
обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на
вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз
учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо
узнать.
Важную
роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и проверочных
работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и
проверочных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей
тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не
только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все
ученики, но и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом
задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от
этого в самостоятельных и проверочных работах начиная со 2-го класса
отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который
могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных работ
сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума
(минимакс) – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к
итоговому контролю. Материал проверочных работ целиком сориентирован на
обязательном минимуме знаний – он является основой для итогового контроля
учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.
Содержание учебного материала
« Я и мир вокруг»
№ |
Разделы |
Количество часов |
1. |
Как мы понимаем друг друга |
9 ч. |
2. |
Как мы узнаём, что перед нами. |
4 ч. |
3. |
Как ты узнаёшь мир |
4 ч. |
4. |
Твоя семья и твои друзья. |
7 ч. |
5. |
Что нас окружает |
10 ч. |
6. |
Живые обитатели планеты |
9 ч. |
7. |
Отчего и почему. |
2 ч. |
8. |
Времена года. |
10 ч. |
9. |
Повторение. |
5 ч. |
10. |
Экскурсии. |
4 ч. |
11. |
Резерв. |
2 ч. |
|
Итого |
66 ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- роль руки и слов в общении;
- роль опыта - как источника благосостояния людей;
- что человек познаёт мир с помощью органов чувств, памяти. ума, родителей, учителей и книг;
-что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- что такое город;
- основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
- основные природные богатства ( солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
- свойства живых организмов 9 питание, дыхание. рост, размножение) и их отличие от неживых предметов;
- основные черты сходства и различий растений и животных;
- отличительные особенности человека от животных;
- элементарные сведения о строении человека;
- правила поведения в природе;
- основные признаки каждого времени года
Учащиеся должны
уметь:
- называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
- пользоваться словами, указывающими направление и время;
- наблюдать, делать умозаключения;
- пользоваться книгой для ответов на возникающие вопросы;
- различать профессии людей;
- различать природные богатства, живые неживые;
- различать растения и животных4
- приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;
-приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;
- оценивать правильность поведения в природе;
- оценивать правильность поведения в быту ( правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Учебно-
методическое обеспечение
1. А. А. Вахрушев: Я и мир вокруг: учебник для 1 класса. 4 ч. – М.: Баласс, 2008г.
2. А.А. Вахрушев. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику « Окружающий мир» 1 класс. М.,2008 г.
3. А.А. Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» 1 класс. М, Баласс.2009 г.
4. Методические рекомендации к учебнику « Окружающий мир». М., Баласс .2005г.
5.Азбука природы. Ридерз Дайджест. 1997
6. А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся начальных классов.- М., Просвещение, 2008.
Материально- техническое и информационно- техническое
обеспечение
1. «Интерактивная энциклопедия. Моё тело. Как оно устроено?» PC CD-ROM
2. «Энциклопедия 2005. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.» DVD
3. « Компьютерная игра- энциклопедия « Живая планета»» 2 pc ed-rom
4. «Маугли ( удивительный мир животных)» 6+ CD- ROM
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |