Русский язык
Пояснительная записка
Программа
составлена на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва,
Язык по своей специфике и социальной
значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия,
средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа,
основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец,
первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого
обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных
предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован
на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Предметом
обучения в основной школе является современный русский литературный
язык в его реальном функционировании.
Цели
обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения,
письма, слушания, говорения;
2)формирование
элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в
начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие
ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами
предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства
по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и
эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части национальной
культуры;
2 осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание
потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою
устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и
правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и
выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс
русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»,
учебнику «Русский язык», 1-й класс.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в
сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками
звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными
гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на
письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия
написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща,
безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово,
соотносить произношение и написание, делать слого -звуковой
и звуко -буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической
зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и
понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и
практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части;
знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой,
графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и
суффиксальными способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии
первоклассники получают первоначальное представление о существительных,
прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о
предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и
приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение,
текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые
предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе
чтения текстов Азбуки идет целенаправленное формирование у них типа
правильной читательской деятельности.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В
курсе русского языка в начальной школе
ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной
речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием
умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов,
изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и
систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме
схемы
слова).
Отрабатываются
знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических
умений:
1) видеть орфограммы в словах и
между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина
«условия выбора орфограммы»);
4)находить и исправлять орфографические
ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и
основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более
осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое
нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с
«опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук
[й] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ш,
ж, ч, щ; место после мягкого согласного), учатся
находить эти места в словах, т.е. видеть в словах орфограммы.
Изучаются
следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных
на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях;
3) буквы и, у, а после шипящих ж, ш,
ч, щ;
4) разделительные ь и ъ;
5)
проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале
двусложных слов);
6)проверяемые
согласные на конце слова;
7) пробел между предлогом и
соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой
при переносе.
В 1-м
классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы
однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами;
однокоренные глаголы с разными приставками.
В 1-м классе в курсе
обучения грамоте дети знакомятся с
группами слов, которые отвечают на определенные вопросы 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что
сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова,
которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много
предметов; усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги,
союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без
введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается
представление о трех группах слов в русском языке – самостоятельных
(знаменательных), служебных, междометиях и об их функциях в речи.
Основные
направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и
потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,
подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов
и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря
синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над
связью слов в предложении, над
построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с
однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их
грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний,
предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи:
овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной
речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного
анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с
правильной интонацией.
Отличие данной программы от других действующих
в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития
учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится
непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и
умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией;
навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение
систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала;
формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей
орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над
составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным
анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в
ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой
интерес.
5) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи,
средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.
Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью
для успешного общения.
8) Выдержан единый методический подход к работе с
текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа
правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и
понимания художественного и учебно-научного текста.
Содержание учебного материала
1 класс- 50часов
№ |
Разделы |
Количество часов |
1. |
Слово |
35 ч. |
|
Звуки речи- ударные и безударные , согласные- звонкие и глухие, парные и непарные , твёрдые и мягкие; слог, ударение. Обозначение мягкости согласных на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи- ши, ча- ща, чу- щу,
чн, чк. Однокоренные слова и
корень слова. Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? какой? какая? какое? какие? что
делает? что сделал? |
|
2. |
Предложение. |
10 ч. |
|
Признаки предложения, оформление предложения на письме. |
|
3. |
Текст. |
5 ч. |
|
Отличие текста от набора предложений. |
|
Каллиграфия. Закрепление
навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку.
Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в
которых дети допускают ошибки. |
Таблица требований
к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)
(1–4 классы)
Линии развития учащихся средствами
предмета «Русский язык» |
||
– овладение
функциональной грамотностью; |
– приобретение
и систематизация знаний о языке; |
– овладение
орфографией и пунктуацией |
Речевые умения |
Учебно-языковые
умения |
Правописные
умения |
1-й класс |
||
• составлять
предложения из слов; |
• различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и
глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные); |
• писать
большую букву в начале предложения, в именах собственных; |
Учебно – методическое обеспечение по русскому языку
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
«Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.).М., Баласс. 2009
2.Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая
тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)».
3.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми
написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го
классов. М., Баласс. 2009
4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.
Комисарова, М.А. Яковлева. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации.
М., «Баласс». 2000.
5.В. Агафонов. Неправильные правила ( орфографический словарик). М., « Ювента». 2004
6. Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. Справочное пособие
по русскому языку. 1 класс. Киров. Издательство « Аквариум».1998.
Информационно- техническое обеспечение
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |