Математика
Пояснительная записка
Программа
составлена на основании Примерной Программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004г.) на основе регионального базисного учебного плана
(2006г.)
В основе построения
данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным
представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание
личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и
средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников,
предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а
также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной
для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования,
концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке,
культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования,
новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее
обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне
образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний
и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм
поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и
готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического
образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления,
характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни
в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним
из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия
осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это
понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными
предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения
величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической
модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера
величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе
счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и
арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность
учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы
счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции.
Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе
выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика
и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее
обращения.
Важное значение при изучении операций над числами
имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное
овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на
запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу
тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться
разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать
приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также
различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их
практические приложения:
– коммутативный закон сложения и умножения;
– ассоциативный закон сложения и умножения;
– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются
на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование
вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы
вычислений.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе
математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические
приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных
и письменных вычислений, в ходе решения задач, выполнении измерений. Для
усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и
знаковые модели.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах
у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых
случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся
не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса
математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных
дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются
различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению
детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают
разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это
позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между
компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой
формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и
уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение
школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования
у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования
невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах
человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной
последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения
навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование
станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот
неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации.
Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений
построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач
современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность
тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных
и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления
различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы
представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при
изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются
правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при
изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет
обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных
понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей
необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина,
масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и
явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и
способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие
положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в
начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный
опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным
сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины
и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в
единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах
двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении
величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные,
сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа
практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности
создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности
для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании
представления о функциональной зависимости делается на раскрытие
закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой,
связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных
видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится
простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором
строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий,
связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами
и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма
трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи
является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык
математики (построение математической модели), математическое решение, а затем
анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить
достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных
способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность
изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим,
алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами
математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными
способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания
учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в
начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет
научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути
реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи,
построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного
решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум
основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и
ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является
использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении
некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи
между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для
расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений
и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных
классах, начиная с первых уроков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением
геометрических фигур и измерениями.
Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при
изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и
соответствующим учебником.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их
составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы
составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи
геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное
разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для
детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников
представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях
(кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их
элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур
и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на
клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур,
следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых
фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих
упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при
изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических
методов, и особенно практические работы.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление
геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание,
моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и
несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить
использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых
происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно
охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
•на классификацию фигур;
• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
• на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
• на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие
задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться
чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо
предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков
письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов
формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения,
равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих
понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением
арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться
математической терминологией и символикой.
6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического
характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об
основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих
важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики,
теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс
математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая
дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом
характере окружающих явлений и об их свойствах.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики,
теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории
вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников
отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже»,
«невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи.
Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче,
познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения,
оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.
Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят
практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую
очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями
к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким
образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к
действиям в уме.
Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных
связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять
прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в
познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не
понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они
даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим
жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус
безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру,
развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем
возрасте.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из
тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие
творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на
развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы
в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций
и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое
количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию
мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из
затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их
математических способностей невозможно без использования в учебном процессе
задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых
головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов,
задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других,
предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять
теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно
проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить
примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета
«по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты
учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию.
Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии не-сколько ступеней, стадий,
уровней.
Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению
приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа
от линейного пути его изучения.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу
обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому
изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит, развитие
имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не
происходит отрицания того, что учащийся знает.
Содержание учебного материала
1 |
Повторение |
3 ч. |
2. |
Неравенства. |
7 ч. |
3. |
Оценка результатов арифметических действий |
8 ч. |
4. |
Деление на двузначное и трёхзначное число. |
6 ч. |
5. |
Площадь фигуры |
5 ч. |
6. |
Дроби |
37 ч |
7. |
Координатный луч. |
4 ч. |
8. |
Задачи на движение. |
20 ч. |
9. |
Углы. построение.
Измерение. |
11 ч. |
10. |
Диаграммы. |
6ч. |
11. |
Графики. |
13 ч. |
!2. |
Повторение изученного. |
16 ч. |
|
Итого |
136 ч |
В том числе на проведение контрольных работ- 13 часов.
Требования к результатам обучения учащихся
к концу 4-го класса
1-й уровень (уровень
стандарта)
Учащиеся должны знать:
– название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется
каждое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица;
– названия и последовательность разрядов в записи числа;
– названия и последовательность первых трех классов;
– сколько разрядов содержится в каждом классе;
– соотношение между разрядами;
– название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;
– сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
– иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;
– единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между
ними;
– функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость,
время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Учащиеся должны уметь:
– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в
случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в
остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
– выполнять умножение и деление с 1000;
– вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и
без них;
– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами
величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние;
производительность труда, время работы, работа);
– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в
противоположных направлениях;
– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие
модели);
– уметь прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму,
разность, произведение, частное), когда одна из компонент действия остается
постоянной и когда обе компоненты являются переменными;
– уметь находить значения выражений с одной переменной при заданном значении
переменных;
– решать уравнения вида a ± x = b; x
– a = b ;
a • x = b;
a : x = b;
x : a = b
на основе связи компонент и действий сложения, вычитания, умножения, деления;
– уметь сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как
изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от
изменения одной из компонент;
– вычислять объем параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный
и равносторонний треугольник;
– строить окружность по заданному радиусу;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая,
кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны,
углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность
(центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани),
пирамиду, шар, конус, цилиндр;
– находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
– название и последовательность чисел в пределах 1 000 000
000.
Учащиеся должны иметь представления:
– о чтении, записи и сравнении чисел в пределах 1 000 000
000.
Учащиеся должны уметь:
– выполнять прикидку результатов арифметических действий;
– вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками
и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания
свойств арифметических действий;
– находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число
составляет от другого;
– иметь представление о решении «задач на части»;
– понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов:
вдогонку и с отставанием;
– читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
– распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на
плоскости;
– распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр)
при изменении их положения в пространстве;
– находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
– решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом
действия необходимо применить несколько раз: а • х
± b = с; (х ± b) : с = d;
a ± x ± b
= с и др.;
– читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
– решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
– находить вероятности простейших случайных событий;
– находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Учебно- методическая литература
2. . Л.Г. Петерсон, Т.С.
Горячева, Т.В. Зубавичине, А.А.Невретдинова. Самостоятельные и контрольные работы
по математике для начальной школы. М.: Баласс, «Школа 2000…»
1.Математика. 4 класс.
Поурочные планы по учебнику Л.Г. Петерсон (2 кн.), Волгоград, «Учитель»,2008.
2.О.В. Узорова, Е.А.
Нефедова.3000 примеров по математике ( Сложение и
вычитание в пределах 1000)
3. О.В.
Узорова, Е.А. Нефедова.3000 примеров по математике Внетабличное умножение и
деление)
4.Т.Л. Мешалкина, С.А.
Гладкова. Тренажёр по математике. Подготовка к итоговой аттестации в начальной
школе. М., Ювента, 2009.
5.Л.А. Иляшенко. Математика.
Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания за курс начальной школы.
Материально- техническое и информационно
– техническое обеспечение
1.Образовательная коллекция. Нескучная математика с Мудрым Вороном. Учим дроби 5-7 классы.
2.Супердетки. Тренировка арифметических способностей
3.Анимированные модули по теме «Доли».
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |