Пояснительная записка
Программа составлена на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006г.
1.
Язык по своей
специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством
общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием
духовной культуры народа, основной формой проявления национального и
личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы
как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему
присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса
обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку
в основной школе. Предметом обучения в основной школе
является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку
в основной школе:
1) развитие и
совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания,
говорения
2) формирование
элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе
состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной
личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать
себя носителем языка.
Цели, задачи и
содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами
предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви
и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения
к языку как части русской национальной культуры;
2) диалоге (через
язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
языку как части русской национальной
культуры
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем
языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и
письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и
правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и
выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
класс.
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и
речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить
синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания
из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут
соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений,
состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей
конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки
препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а
также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и,
а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с
союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается
на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения,
текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование
типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе
начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи,
для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в
предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно
изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так,
например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно
оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому
быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово». Содержание
работы
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной
школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков
буквами;
2)с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3)грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической
сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами,
изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с
удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать
слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч,
ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме
существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь,
поешь); окончания -о, -а в глаголах
прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся
– ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями..
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь
детям осознать важность правильного использования языка не только в устной
речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи
является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь –
залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период
обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным
произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – все это
способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для
последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно
проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так
как умение верно определять лексическое значение корня
очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это
его морфемный состав.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за
словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных,
глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные,
прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью
суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным
частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка
формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования
орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с
называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа
пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов,
в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с
помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над
словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией,
с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так
как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных
операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи
требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области
лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении).
Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития
мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической
грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения,
т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный
языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и
личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся
соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях
словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в
предложении, тексте, за особенностями употребления существительных,
прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также
упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное
представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном
уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием,
предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст»
в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование
навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных
разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому
языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение
продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной
учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа
художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с
правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает
одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика»*. Этот курс
имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо
практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.
Таким
образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает
значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания
об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и
правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики
учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных
речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов
русского языка и риторики создает условия для максимально успешного
формирования функционально грамотной личности.
Отличие данной программы от других действующих в
традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский
язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной
грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов;
приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала;
формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической
зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и
лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом;
развития на этой основе языкового чутья детей.
3)Введено понятие «орфограмма», названы
опознавательные признаки орфограмм.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5)Состав слова и лексика –«сквозные темы» всего курса.
6) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе
письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.
Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7) Изучение языкового материала мотивировано его
значимостью для успешного общения.
8) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и
русского языка – формирование у детей типа правильной читательской
деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного
и учебно-научного текста.
Содержание учебного материала
Программа рассчитана на 170
часов в год, 5 часов в неделю. Из них:
контрольных диктантов –8;
проверочных диктантов -3;
проверочных работ- 7
творческих работ –16;
контрольных списываний –2
Основные блоки программы:
№ |
Содержание блока |
Количество часов по
программе |
1 |
Повторение |
15 |
2 |
Предложение и текст. |
40 |
3 |
Имя существительное |
40 |
4 |
Имя прилагательное |
20 |
5 |
Глагол |
43 |
6 |
Повторение пройденного в начальных классах |
12 |
|
ИТОГО |
170 |
Содержание
курса русского языка в 4 классе
Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
В разделах «Предложение»
и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных
умений, а также формируется умение на доступном уровне производить
синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания
из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут
соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;
– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
– развитие устной и письменной речи;
– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:
1) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
2) Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
3) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
4) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
5) Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи.
6) Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
7) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
8) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Таблица требований
к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)
(1–4 классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский
язык» |
||
– овладение функциональной
грамотностью; |
– приобретение и систематизация
знаний о языке; |
– овладение орфографией и
пунктуацией |
Речевые умения |
Учебно-языковые умения |
Правописные умения |
4-й класс |
||
• владеть правильным типом
читательской деятельности; |
• выполнять фонетический разбор
доступных слов; |
• писать
безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонений; в
окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; |
Учебно- методическое обеспечение
Для реализации программного содержания курса русского
языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В.,
Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. – М.:
Баласс, 2005.
2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический
материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
3. Яковлева, М. А. Тетрадь по
чистописанию. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
4. Бунеева, Е. В. Проверочные и
контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.:
Баласс,2005.
5. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В.,
Фролова, Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 4
класс. – М.: Баласс, 2003.
Информационно-
техническое обеспечение
1.Страна
Лингвиния. Орфографический диктант.
2.
Тренажёр по русскому языку 1-4 классы.
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |