Пояснительная записка.
Календарно-тематическое
планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе Федерального
компонента государственного стандарта общего образования (2004); регионального
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Мурманской области(2006г.);
школьного учебного плана МОУ Молочненская СОШ на
2011-12 учебный год.
Данное
тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в
соответствии с требованиями основных нормативных документов: Обязательного
минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку,
Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений
(5-9 класс), Требований к уровню подготовки выпускников общей школы по русскому
языку, ОБУП.
Календарно-тематическое
планирование рассчитано на 210 часов, т.е. 6 часов в неделю.
Образование
в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере
учения, познания, профессионально-трудового выбора и личностного развития. Это
предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной
личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном
обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути.
Главной
целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности
путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба,
познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих
позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной
суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс
овладения компетенциями.
Цели
обучения:
•
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
•
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
•
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
•
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи
обучения:
•
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитие и функционировании;
•
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения; основными нормами русского литературного языка; формирование
способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков
письменной речи;
•
освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Виды контроля:
контрольный диктант, словарный диктант, сочинение, изложение, проверочная
работа, тестирование.
Требования
к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны
знать:
-
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих
понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Учащиеся должны
уметь:
-
обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
-
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с
двумя главными членами) – синтаксически; составлять простые и сложные
предложения изученных видов;
-
разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;
-
пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
-
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного
материала;
По орфографии:
-
находить в словах изученные орфограммы;
-
находить орфографические ошибки и исправлять их;
-
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
-
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания,
-
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в
соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
-
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
-
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами
описания предметов, животных);
-
составлять простой план исходного и собственного текста;
-
писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о
случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по
наблюдениям, опыту, по картине;
-
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии
с изученным языковым материалом);
-
правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства
в текстах разного содержания;
-
грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в
устной и письменной речи;
-
пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми
словарями.
Межпредметные связи:
·
литература
·
история
·
ИЗО
·
музыка
Учебное и
учебно-методическое обеспечение:
1.
Т.А. Ладыженская, М.Т.
Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская
«Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.,
«Просвещение», 2007 г.
2.
Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе». –
Санкт-Петербург, Издательство «Свет», 1996 г.
3.
Г.П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе:
поиски и находки». – М., Дрофа, 2004 г.
4.
О.В. Беляева, О.А. Даценко «Поурочные разработки по
русскому языку. 5 класс». – М, «ВАКО», 2010 г.
5.
В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик, Л.Л.
Новоселова «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9
классы». – М., «Просвещение», 1991 г.
6.
Н.Ю. Ганжина, Н.Ф.
Назарова «Сборник изложений. 5-7 класс». – Саратов, Издательство «Лицей», 1999
г.
7.
Л.А. Шкатова «Подумай и
ответь. Занимательные задачи по русскому языку». Книга для учащихся 5-7 классов
средней школы. – М., «Просвещение», 1989 г.
8.
И.Б. Голуб, Н.Н. Ушаков «Путешествия по стране
слов». – М., «Просвещение», 1992 г.
9.
Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь».
– М., «Просвещение». 1984 г.
10.
В.П. Жуков, А.В. Жуков «Школьный фразеологический
словарь русского языка». – М., «Просвещение», 1989 г.
11.
Б.Т. Панов, А.В. Текучев «Школьный
грамматико-орфографический словарь русского языка». – М., «Просвещение», 1985
г.
КАЛЕНДАРНО
– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку в 5А
классе
на
2011-2012 учебный год
Количество
часов в год – 210 из них: |
кол-во часов в неделю |
количество
контрольных процедур |
||||||
федерального
компонента |
регионального
компонента |
школьного
компонента |
КД |
СД |
И |
С |
ПР |
|
210 |
|
|
6 |
10 |
23 |
10 |
6 |
26 |
Раздел |
Часы |
Повторение
изученного в IV классе. |
22
часов + 4 часа РР |
Синтаксис
и пунктуация. |
30
часа + 3 часа РР |
Фонетика.
Графика. |
13
часов + 2 часа РР |
Лексика. |
8
часов + 1 час РР |
Словообразование. |
24
часа + 2 часа РР |
Морфология
и орфография. |
1 час |
Имя
существительное. |
22
часа + 4 часа РР |
Имя
прилагательное. |
12
часов + 3 часа РР |
Глагол. |
31
часов + 5 часов РР |
Систематизация
и обобщение изученного в V классе. |
18
часов |
Итого: |
210
часов |