Рабочая программа для основного общего образования
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004г, регионального базисного плана 2006г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса .
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделения этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждого из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего общего образования отводится 5ч в неделю 7 классах.Из них на алгебру-3 часа в неделю или 102 часа и геометрию 68 часов-2часа в неделю.
Контрольных работ по алгебре – 10, по геометрии-5.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане - «Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, задания практического характера.
В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены задачи физического характера, задачи из химии - на определение процентного содержания раствора и другие.
Распределение по темам |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Выражения, тождества, уравнения |
21 |
2 |
Функции |
10 |
1 |
Степень с натуральным показателем |
12 |
1 |
Многочлены |
19 |
2 |
Формулы сокращенного умножения |
19 |
2 |
Системы линейных уравнений |
12 |
1 |
Повторение |
9 |
1 |
В ходе освоения содержания
курса учащиеся получают возможность:
·
развить представления о числе и роли вычислений
в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных,
письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
·
овладеть символическим языком алгебры,
выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их
к решению математических и нематематических задач;
·
изучить свойства и графики элементарных функций,
научиться использовать функционально-графические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
·
развить пространственные представления и
изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии,
познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
·
получить представления о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об
особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
·
развить логическое мышление и речь – умения
логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить
примеры и контрпримеры, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
·
сформировать представления об изучаемых понятиях
и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Изучение
математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
овладение системой математических знаний
и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
·
интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое
мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способность к преодолению трудностей;
·
формирование представлений об идеях и
методах математики как универсального языка науки и техники, средства
моделирования явлений и процессов;
·
воспитание культуры личности, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости
математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ø Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей;
Ø Математической речи;
Ø Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Ø Внимания; памяти;
Ø Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов.
Воспитание:
Ø Культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического
прогресса;
Ø Волевых качеств;
Ø Коммуникабельности;
Ø Ответственности.
Место
предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно
федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования
отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Примерная
программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв
свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских
подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса,
внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В настоящей
рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы
элементов статистики (подробнее расписано в Содержании тем учебного курса).
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности.
В ходе
преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного
характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и
осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
решения
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской
деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и
формулирования новых задач;
ясного,
точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения
доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска,
систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных
информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
Результаты
обучения
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему
итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся,
оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным
условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти
требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены
отдельно по каждому из разделов содержания.
Содержание учебного материала.
Алгебра |
270 часов |
Геометрия |
220 часов |
Элементы логики, комбинаторики, статистики, теории
вероятностей |
45 часов |
Резерв свободного учебного времени |
90 часов |
1. Выражения и их преобразования. Уравнения
( 21 ч)
Числовые выражения и выражения с
переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным
и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о
преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные
учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными,
положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и
понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение
выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при
заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над
числами при нахождении значений числовых выражений.
2. Функции ( 10 ч)
Функция, область определения функции,
Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
Цель – познакомить учащихся
с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения
функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент,
какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция
– это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные
зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и
обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных
зависимостей.
Уметь правильно
употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график
функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи
учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой,
таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции,
прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях
графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем ( 12 ч)
Степень с натуральным показателем и её
свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с
натуральными показателями.
Знать определение степени,
одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства
функций у=х2, у=х3.
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей,
графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2,
у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем;
преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем;
приводить одночлен к стандартному виду.
4. Многочлены ( 19 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение
многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение
многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение
многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на
множители».
Уметь приводить многочлен к
стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять
разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен
на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки,
доказывать тождества.
5. Формулы сокращённого умножения ( 19 ч)
Формулы . Применение формул сокращённого умножения к
разложению на множители.
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы
сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для
разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного
умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы
разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять
преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата
суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их
сумму; выполнять разложение разности
квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения
многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять
преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений ( 12 ч)
Система уравнений с двумя переменными.
Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач
методом составления систем уравнений..
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных
уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.
Знать, что
такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем
уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать,
что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из
математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя
переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать
формулировку задачи «решить систему
уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с
двумя переменными; решать системы
уравнений с двумя переменными различными способами.
7. Повторение. Решение задач (9 ч)
Закрепление знаний, умений и
навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Учебно-методическое
обеспечение:
Учебники:
Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 223 с.: ил.
1.
Уроки алгебры в 7 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
2.
Дидактические материалы по алгебре.7 класс. /
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М:
Просвещение, 1997 – 160с.
3.
Разноуровневые
дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк,
М.Б. Миндюк. / М.: Генжер,
1999. – 95 с.
Дополнительная
литература:
1. |
Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского |
Москва «Просвещение» 2006 |
2. |
Математика в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. |
Москва «АСТ. Астрель» 2004 |
3. |
Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова |
Москва «Просвещение» 2001 |
4. |
Контрольные и зачетные работы по алгебре. 7 класс. П.И. Алтынов |
Москва «Экзамен» 2007 |
5. |
Тесты по алгебре. 7 класс. П.И. Алтынов |
Москва «Экзамен» 2008 |
6. |
Контрольные и проверочные работы по алгебре. 7 класс. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, Б.В. Козулин |
Москва «Дрофа» 2005 |
Материально-техническое
и информационно- техническое обеспечение:
1. Математический конструктор
2. Интернет ресурсы
3. Таблицы
4. СД диски по математике 7-9 Ю.Н. Макарычев
В
результате изучения математики ученик должен
знать/понимать[1]
·
существо понятия математического доказательства;
примеры доказательств;
·
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
·
как используются математические формулы,
уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и
практических задач;
·
как математически определенные функции могут
описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
·
как потребности практики привели математическую
науку к необходимости расширения понятия числа;
·
вероятностный характер многих закономерностей
окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
·
каким образом геометрия возникла из практических
задач землемерия; примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики;
·
смысл идеализации, позволяющей решать задачи
реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих
при идеализации;
·
Алгебра
уметь:
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Геометрия
уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° (определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);