«Я и мой профессиональный выбор»
(2012–2017
г г)
Пояснительная
записка
Социально-экономические условия жизни общества
диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен
обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить,
принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире
существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь
для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму.
Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни,
последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье,
общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства –
это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение,
ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой
стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может
исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к
постоянному образованию, саморазвитию и самореализации. Современная школа и
родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких
возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей,
склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии
способности делать осознанный выбор и добиваться цели. Актуальность проблемы
состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников базовой и средней
школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора профессии.
Выбор профессии сопровождается трудностями
психологического характера.
Человек не готов к этому выбору, если у него:
-недостаточно сформирована временная перспектива;
- представление о себе, своих способностях,
возможностях, интересах и склонностях характеризуется неадекватностью,
неустойчивостью;
- не развита
способность делать осознанный выбор и брать на себя
ответственность за него;
- нет четких
представлений о трудностях при выборе профессии и способах их преодоления;
- отсутствуют знания о мире профессий и требованиях,
которые предъявляет профессия к человеку;
-
недостаточно сформированы навыки целеполагания.
Профориентация в нашей школе рассматривается как
система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий,
способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в
условиях современного динамичного рынка труда. Профориентация обеспечивает
психологическую, ценностную, информационную и элементарную готовность к профессиональному
самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях
изменений рынка труда. Профессиональное самоопределение рассматривается как
важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно
при следующих условиях:
а) сформированность
мотивационно-потребностной сферы личности, наличие
развитых интересов, склонностей и способностей,
б) достаточный уровень самосознания выпускника
школы;
в) ориентированность выпускника в поле возможностей
профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и
образования.
I. Цель и задачи Программы.
Цель – помочь
старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии.
Задачи:
1. научить выделению дальних и ближних
профессиональных целей;
2.помочь определить свою готовность к достижению
профессиональных целей;
3. помочь сопоставить свои возможности с
требованиями выбираемых профессий;
4. помочь
осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их
преодоления;
5.помочь определить пути саморазвития.
Данная программа опирается на принципы:
• принцип сознательности в выборе профессии;
• принцип соответствия выбираемой профессии
интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
• принцип активности: человек сам активно выбирает
профессию;
• принцип развития: профессия должна давать
возможности для развития личности.
II. Прогнозируемый результат.
Готовность обучающихся к профессиональному
самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях
изменений рынка труда.
III. Участники программы.
·
Учащиеся;
·
классные руководители;
·
родители.
IV. Педагогические средства.
· Пакет
диагностик профессиональных намерений обучающихся.
·
Анкета склонности к профессии.
·
Методические рекомендации классным руководителям по профориентации.
·
Программа ОУ «Я и мой профессиональный выбор».
· План
системы мероприятий по профориентации обучающихся.
V. Этапы работы по реализации программы.
Профориентация в школе осуществляется в три этапа:
1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных
профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х
классах.
2-й - активно-поисковый этап профориентации в
основном проходит в 8-9-х классах.
3-й - этап профессионального самоопределения,
которое с неизбежностью осуществляется после окончания подростком основной
школы в 10-11-х классах.
Направления профориентационной
работы:
1. Вовлечение школьников в деятельность кружков
дополнительного образования,
факультативов в школе.
2. Информационно-просветительская работа на классных
часах в 8-9-х 10-11-х классах.
3. Система
воспитательных мероприятий по профориентации.
4. Трудовая деятельность в каникулярное время (по
договору с Центром Занятости).
5.Профориентационная диагностика и
консультирование.
VI. Предлагаемые
формы работы по реализации программы.
Информационно-просветительская работа на классных
часах, осуществляется классными руководителями, психологом, под руководством
зам. директора по УВР. Рассчитана на четыре года
обучения. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы,
дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные
игры, профориентационная работа в анкетах, встречи с
работниками различных профессий) по усмотрению классного руководителя,
руководства школы.
Первый
год обучения (8-й класс).
Задачи:
• первоначальное информирование учащихся о
профессиональной деятельности людей и основах выбора профессии;
• знакомство восьмиклассников с основными понятиями профессиологии;
• освоение учащимися технологий выбора (развитие
умения выбирать).
№
п/п |
Тематика |
1 |
Выбор в жизни человека. |
2 |
Мир профессий и профессиональный выбор. |
3 |
Типы профессий. Формула профессии. |
4 |
Как подростку устроиться на работу. |
5 |
Профессиональные качества человека. |
6 |
Мир наших интересов. |
7 |
Психологическая карта профессии. |
8 |
Совершаем выбор (тестирование, групповая
дискуссия). |
9 |
Встречи с представителями определенных профессий. |
10 |
Групповые экскурсии в учреждения нашего
микрорайона. |
11 |
Профориентационная
игра «Ассоциации». |
Второй
год обучения (9-й класс).
Задачи:
• расширение и углубление профессиологических
знаний;
• разъяснение возможностей для самоактуализации
и первичного жизненного самоопределения выпускников основной общей школы II
ступени (9-го класса).
№
п/п |
Тематика |
1 |
Требования профессии к человеку. |
2 |
Куда подростку можно устроиться. |
3 |
Где можно продолжить обучение после 9-го класса. |
4 |
Как устроиться на работу. Общение. Телефон.
Собеседование. Самопрезентации. |
5 |
Профессии, специальности, должности. |
6 |
Профессиональная квалификация и мастерство. |
7 |
Внутренний мир человека. Самооценка |
8 |
Диагностика профессиональных ориентация школьника
(учащихся, родителей). |
9 |
Встречи с мастерами-профессионалами. |
10 |
Встречи с представителями (агитаторами) учреждений
образования Мурманской области |
11 |
Профориентационная
игра «Угадай профессию» |
Третий
год обучения (10-й класс):
Задачи :
· формирование готовности к профессиональному
самоопределению;
· подготовка к совершению осознанного
профессионального выбора в выпускном классе.
№
п/п |
Тематика |
1 |
Профессиональная деятельность и социальный статус
человека |
2 |
Условия и орудия профессии. |
3 |
Здоровье и выбор профессии. |
4 |
Прогноз рынка труда на ближайшие годы. |
5 |
Интересы, склонности, способности. |
6 |
Самооценка человека. |
7 |
Трудовые права несовершеннолетних. |
8 |
Поступление на работу. Обращение, собеседование и
заполнение документов при трудоустройстве. |
9 |
Профориентационная
игра «Новый поселок». |
Четвертый
год обучения (11-й класс).
Задачи:
• сопровождение профессионального самоопределения
выпускников;
• развитие готовности выпускников к профессиональной
переориентации в условиях динамики рынка труда.
№
п/п |
Тематика |
1 |
Цели профессиональной деятельности. |
2 |
Основы трудовых отношений. |
3 |
Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. |
4 |
Культура общения и профессионализм. |
5 |
Личность, группа, коллектив |
6 |
Оценка и самооценка человека. |
7 |
Справочно-информационная карта вузов и ссузов Мурманской области |
8 |
Технология профессионального самоопределения в
условиях меняющегося рынка труда. |
9 |
Профориентационная
игра «Человек - человек». |