«Я и мой профессиональный выбор»

(2012–2017 г г)

Пояснительная записка

Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации. Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели. Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников базовой и средней школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора профессии.

Выбор профессии сопровождается трудностями психологического характера.

Человек не готов к этому выбору, если у него:

-недостаточно сформирована временная перспектива;

- представление о себе, своих способностях, возможностях, интересах и склонностях характеризуется неадекватностью, неустойчивостью;

-  не развита способность делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него;

-  нет четких представлений о трудностях при выборе профессии и способах их преодоления;

- отсутствуют знания о мире профессий и требованиях, которые предъявляет профессия к человеку;

-  недостаточно сформированы навыки целеполагания.

Профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда. Профориентация обеспечивает психологическую, ценностную, информационную и элементарную  готовность к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:

а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей,

б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;

в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.

I. Цель и задачи Программы.

Цель  – помочь старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии.

Задачи:

1. научить выделению дальних и ближних профессиональных целей;

2.помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей;

3. помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

4.  помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

5.помочь определить пути саморазвития.

Данная программа опирается на принципы:

• принцип сознательности в выборе профессии;

• принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;

• принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;

• принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

II. Прогнозируемый результат.

Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.

III. Участники программы.

·        Учащиеся;

·        классные руководители;

·        родители.

IV. Педагогические средства.

·        Пакет диагностик профессиональных намерений обучающихся.

·        Анкета склонности к профессии.

·        Методические рекомендации классным руководителям по профориентации.

·        Программа ОУ «Я и мой профессиональный выбор».

·        План системы мероприятий по профориентации обучающихся.

V. Этапы работы по реализации программы.

Профориентация в школе осуществляется в три этапа:

1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах.

2-й - активно-поисковый этап профориентации в основном проходит в 8-9-х классах.

3-й - этап профессионального самоопределения, которое с неизбежностью осуществляется после окончания подростком основной школы в 10-11-х классах.

Направления профориентационной работы:

1. Вовлечение школьников в деятельность кружков дополнительного образования,  факультативов в школе.

2. Информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9-х 10-11-х классах.

3.   Система воспитательных мероприятий по профориентации.

4. Трудовая деятельность в каникулярное время (по договору с Центром Занятости). 

 5.Профориентационная диагностика и консультирование.

VI. Предлагаемые  формы работы по реализации программы.

Информационно-просветительская работа на классных часах, осуществляется классными руководителями, психологом, под руководством зам. директора по УВР. Рассчитана на четыре года обучения. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, профориентационная работа в анкетах, встречи с работниками различных профессий) по усмотрению классного руководителя, руководства школы.

 

Первый год обучения (8-й класс).

Задачи:

• первоначальное информирование учащихся о профессиональной деятельности людей и основах выбора профессии;

• знакомство восьмиклассников с основными понятиями профессиологии;

• освоение учащимися технологий выбора (развитие умения выбирать).

 

п/п

Тематика

1

Выбор в жизни человека.

2

Мир профессий и профессиональный выбор.

3

Типы профессий. Формула профессии.

4

Как подростку устроиться на работу.

5

Профессиональные качества человека.

6

Мир наших интересов.

7

Психологическая карта профессии.

8

Совершаем выбор (тестирование, групповая дискуссия).

9

Встречи с представителями определенных профессий.

10

Групповые экскурсии в учреждения нашего микрорайона.

11

Профориентационная игра «Ассоциации».

 

Второй год обучения (9-й класс).

Задачи:

• расширение и углубление профессиологических знаний;

• разъяснение возможностей для самоактуализации и первичного жизненного самоопределения выпускников основной общей школы II ступени (9-го класса).

п/п

Тематика

1

Требования профессии к человеку.

2

Куда подростку можно устроиться.

3

Где можно продолжить обучение после 9-го класса.

4

Как устроиться на работу. Общение. Телефон. Собеседование. Самопрезентации.

5

Профессии, специальности, должности.

6

Профессиональная квалификация и мастерство.

7

Внутренний мир человека. Самооценка

8

Диагностика профессиональных ориентация школьника (учащихся, родителей).

9

Встречи с мастерами-профессионалами.

10

Встречи с представителями (агитаторами) учреждений образования Мурманской области

11

Профориентационная игра «Угадай профессию»

 

Третий год обучения (10-й класс):

Задачи :

· формирование готовности к профессиональному самоопределению;

· подготовка к совершению осознанного профессионального выбора в выпускном классе.

п/п

Тематика

1

Профессиональная деятельность и социальный статус человека

2

Условия и орудия профессии.

3

Здоровье и выбор профессии.

4

Прогноз рынка труда на ближайшие годы.

5

Интересы, склонности, способности.

6

Самооценка человека.

7

Трудовые права несовершеннолетних.

8

Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве.

9

Профориентационная игра «Новый поселок».

 

Четвертый год обучения (11-й класс).

Задачи:

• сопровождение профессионального самоопределения выпускников;

• развитие готовности выпускников к профессиональной переориентации в условиях динамики рынка труда.

 

п/п

Тематика

1

Цели профессиональной деятельности.

2

Основы трудовых отношений.

3

Самообразование, саморазвитие и выбор профессии.

4

Культура общения и профессионализм.

5

Личность, группа, коллектив

6

Оценка и самооценка человека.

7

Справочно-информационная карта вузов и ссузов Мурманской области

8

Технология профессионального самоопределения в условиях меняющегося рынка труда.

9

Профориентационная игра «Человек - человек».

 

Hosted by uCoz