В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:
- уверен в себе, активен, умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
- способен к самообразованию и саморазвитию;
- умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
- умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
Цели воспитания: Исходя из темы школы " Управление качеством образования - приоритетное направление деятельности образовательного учреждения", целью воспитания является воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Цели воспитания заключаются в том, чтобы:
- научить ребенка получать знания.
- осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
- развивать свои силы и способности;
- понимать и принимать других;
- адекватно оценивать свои возможности и их применение;
- обладать навыками самоконтроль и саморегуляции, адаптироваться к социальным условиям.
Принципы воспитания:
- принцип центрации воспитания на развитие личности ;
- принцип природосообразности воспитания;
- принцип культуросообразности;
- принцип равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы;
- принцип педагогической инверсии.
Задачи воспитания:
- сохранение физического и нравственного здоровья;
- формирование гражданственности, ориентация на совместную деятельность
- социальная защита школьников.
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения, развития способностей детей, обеспечение развития коллектива;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, ученического и педагогического коллективов,
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищённости учащихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития;
- компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:
- признание идеи целостного развития личности ребёнка как главной ценности воспитательной системы;
- актуализация потребности в самореализации
- совершенствование УВП, ориентировка на учёт закономерностей развития ребёнка, на его участие в разных видах деятельности как активного субъекта, заинтересованного в самоизменении, в саморазвитии;
- разработка и совершенствование педагогических технологий;
- модернизация системы управления и самоуправления.
Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов и родителей, направленная на закрепление потребности в творческом самовыражении.
Способы достижения целей:
- Участие школьников в управлении школой и классом (самоуправление):
- деятельность РДС;
- планирование коллективной внеучебной деятельности;
- принятие совместно с педагогами ответственных решений, касающихся жизни школьного и классного коллектива; наличие гласности в школе. Выпуск газеты клубом журналистов.
- Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью:
- возможность выбора учащимися того или иного уровня обучения по предмету в зависимости от его познавательных целей и жизненных перспектив.
- Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- в процессе обучения (на уроках);
- внеурочная деятельность (открытие факультативов, работа клубов, кружков, секций в рамках школы и социума МО гп. Молочный);
- возможности проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы.
- Включение культуры достоинства и навыков достойного поведения в содержании воспитательного процесса:
- проведение в школе классных часов, психологических тренингов по проблемам борьбы со стрессом, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, проведение КТД;
- деятельность волонтеров в школе:
- проведение под руководством психолога школы групповых тренинговых занятий по конкретным проблемам детей определенного возраста;
- индивидуальные консультации психолога по поводу неадекватного поведения учащихся по просьбе родителей, социального педагога.
- Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
- проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующих от учащихся проявления инициативы и ответственности.
- Профессиональная готовность педагогов к достижению сформированных целей:
- организация работы МО классных руководителей;
- проведение педсоветов, семинаров.
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- учебно-познавательная;
- клубная,
- социально-культурная.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Для изучения эффективности воспитательной системы используется методика Степанова "Диагностика и мониторинг воспитательной системы".